ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Пурыгин – пейзажист. К 90-летию со дня рождения художника."

    с 4 августа 2016 по 29 августа 2016

    Выставка произведений Заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина – юбилейная. В основе ее -  пейзажное наследие Мастера из собрания Самарского художественного музея.

    Многим почитателям творчества художника В.З. Пурыгин известен как создатель гротескных произведений, главными героями которых являются божества языческого пантеона – лешие, русалки, жар-птицы, вороны.

    На нынешней выставке основное внимание сосредоточено на главном жанре в творчестве художника – пейзаже. Существенную часть произведений составляют никогда не экспонировавшиеся на выставках полотна и этюды от ранних работ 1950-х до начала 1990-х годов.

    Талант В.З. Пурыгина развивался на Волжских берегах, и складывалось  как талант пейзажиста еще со времен учебы на художественных курсах у П.А. Краснова  с 1936 года, когда он с увлечением рисовал лодки, дебаркадеры, берега Волги.

    Дальнейшее обучение проходило в Московской средней художественной школе (с 1939 по 1944)  вместе с известными впоследствии советскими художниками Г.М. Коржевым, П.П. Оссовским, В.А. Стожаровым. В годы войны школа была  эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенск. Здесь В.З. Пурыгин выбился в лидеры. Наибольших успехов художник добился  в пейзаже, когда в лютые морозы через снега по колено, с этюдником ходил писать этюды, они получались серебристые, перламутровые.

    После  возвращения в Самару (тогда Куйбышев) в 1951 году, художник с энтузиазмом изучает и пишет мотивы заволжья. Одна из ранних работ «За Волгой» (1955) - добротный реалистический пейзаж, в котором ощущается крепкая школа – наследие художников передвижников.Центральным символом творчества художника стал исполинский осокорь, одна из ярких достопримечательностей пейзажа самарского Заволжья, - могучее дерево, непосредственное воплощение жизненных сил Природы.

    В 1960-е годы манера художника претерпевает значительные изменения. Художник увлекается французскими постимпрессионистами и пуантилистами, большое значение придает цвету, совершает поездки на юг, в Крым. Среди полыхающих красок, смягченных влажностью моря, художник обретает свою палитру. В пейзажах Гурзуфа, Судака («Улица Чехова в Гурзуфе», «Воспоминания о Крыме») появляется импрессионистическая лихость, цветовая экспрессия накаливается. Написанные в Крыму этюды и картины отличает жаркий, сочный колорит, а красочное тесто словно лепит форму гор, домов, растений.

    Найденные колористические средства художник применяет и к самарским реалиям «Улица Куйбышева. Вечер», «Улица Ленинградская», «Весенний день».

    В 1970-е годы В.З. Пурыгин переезжает в Подмосковье, затем в Москву, где создает огромное количество этюдов. В это время складывается новая модель композиционного решения, напоминающая произведения мастеров северного Возрождения («Весна. Март»). На полотнах соседствуют купола Троице-Сергиевой лавры и Волжские дали.  

    В 1979 году Пурыгин возвращается на волжские берега, его творчество становится заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках, не теряет своей актуальности  и в настоящее время.