с 4 августа 2016 по 29 августа 2016
Выставка произведений Заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина – юбилейная. В основе ее - пейзажное наследие Мастера из собрания Самарского художественного музея.
Многим почитателям творчества художника В.З. Пурыгин известен как создатель гротескных произведений, главными героями которых являются божества языческого пантеона – лешие, русалки, жар-птицы, вороны.
На нынешней выставке основное внимание сосредоточено на главном жанре в творчестве художника – пейзаже. Существенную часть произведений составляют никогда не экспонировавшиеся на выставках полотна и этюды от ранних работ 1950-х до начала 1990-х годов.
Талант В.З. Пурыгина развивался на Волжских берегах, и складывалось как талант пейзажиста еще со времен учебы на художественных курсах у П.А. Краснова с 1936 года, когда он с увлечением рисовал лодки, дебаркадеры, берега Волги.
Дальнейшее обучение проходило в Московской средней художественной школе (с 1939 по 1944) вместе с известными впоследствии советскими художниками Г.М. Коржевым, П.П. Оссовским, В.А. Стожаровым. В годы войны школа была эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенск. Здесь В.З. Пурыгин выбился в лидеры. Наибольших успехов художник добился в пейзаже, когда в лютые морозы через снега по колено, с этюдником ходил писать этюды, они получались серебристые, перламутровые.
После возвращения в Самару (тогда Куйбышев) в 1951 году, художник с энтузиазмом изучает и пишет мотивы заволжья. Одна из ранних работ «За Волгой» (1955) - добротный реалистический пейзаж, в котором ощущается крепкая школа – наследие художников передвижников.Центральным символом творчества художника стал исполинский осокорь, одна из ярких достопримечательностей пейзажа самарского Заволжья, - могучее дерево, непосредственное воплощение жизненных сил Природы.
В 1960-е годы манера художника претерпевает значительные изменения. Художник увлекается французскими постимпрессионистами и пуантилистами, большое значение придает цвету, совершает поездки на юг, в Крым. Среди полыхающих красок, смягченных влажностью моря, художник обретает свою палитру. В пейзажах Гурзуфа, Судака («Улица Чехова в Гурзуфе», «Воспоминания о Крыме») появляется импрессионистическая лихость, цветовая экспрессия накаливается. Написанные в Крыму этюды и картины отличает жаркий, сочный колорит, а красочное тесто словно лепит форму гор, домов, растений.
Найденные колористические средства художник применяет и к самарским реалиям «Улица Куйбышева. Вечер», «Улица Ленинградская», «Весенний день».
В 1970-е годы В.З. Пурыгин переезжает в Подмосковье, затем в Москву, где создает огромное количество этюдов. В это время складывается новая модель композиционного решения, напоминающая произведения мастеров северного Возрождения («Весна. Март»). На полотнах соседствуют купола Троице-Сергиевой лавры и Волжские дали.
В 1979 году Пурыгин возвращается на волжские берега, его творчество становится заметным явлением на областных, зональных, республиканских выставках, не теряет своей актуальности и в настоящее время.