с 4 августа 2016 по 2 октября 2016
В коллекции Самарского художественного музея хранится огромное графическое наследие заслуженного художника Валентина Захаровича Пурыгина (1926-2002) – свыше десяти тысяч графических листов, коллажей, зарисовок, набросков.
Графика художника весьма разнообразна по материалам и техникам: офорт, монотипия, акварель, тушь, карандаш, уголь, пастель, сангина, сепия, коллаж. Графике Пурыгина присуще большое тематическое разнообразие – пейзажи, городские мотивы, портреты, анималистические наброски, мифологические и сказочные сюжеты.
Графическое наследие художника менее известно широкому зрителю, чем живопись. Для Пурыгина графика – это, скорее, область эксперимента, где художник давал волю творческой фантазии. Вся его неуемная энергия выливалась в «графические метания», исследование и поиски образа. Свидетельством тому – тысячи рисунков.
Чеканные, жестковатые рисунки первых лет творчества отражают, как и живопись, жажду познания предмета, структурной ясности его формы и деталей. Его большие карандашные рисунки с видами Волги очень живописны. Художник добивается в них не только пластической выразительности, но и тонкой передачи состояния природы.
Рисунки 1960-1970-х годов отличает широкий, свободный штрих, отсутствие ювелирной проработки деталей, многоплановые композиции. Часто встречаются незаконченные листы, что свидетельствует о быстроте, беглости их выполнения.
Неожиданными для графического языка художника можно считать рисунки, сделанные в Дагестане – темпераментные, построенные на выразительном свободно выполненном контуре и светотеневых пятнах. Особую роль здесь играет линия, подчеркивающая пластику гор.
В московских рисунках прослеживается жесткий ритм вертикалей и горизонталей, вторящих ритму столичной жизни.
Графические листы в полной мере раскрывают эволюцию художника, отражают сложные творческие и нравственно-философские поиски.