с 16 февраля 2017 по 12 марта 2017
Самарский областной художественный музей и Академия народного искусства (г. Москва) представляют выставку одного из самых выдающихся художников Франции, творчество которого занимает почетное место в сокровищнице мирового искусства – Оноре Домье (1808–1879).
Домье был свидетелем революционных событий, всколыхнувших всю Францию, и связал своё искусство с революционной борьбой. Он жил в эпицентре этих событий – Париже, где трижды в течение XIX века вспыхивали конфликты между угнетенным народом и правящей элитой. В 1830 году в результате Июльской революции навсегда была свергнута дворянская монархия Бурбонов; в феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, давшая толчок революционному движению по всей Европе; в марте 1871 года именно здесь впервые в истории к власти пришел революционный пролетариат, и утвердилась Парижская Коммуна, скоротечные дни которой были полны беспримерного героизма. Работы Домье – литографии, гравюры, картины, скульптуры – являются документами той эпохи. Его творчество проникнуто духом революции. Он сам был живым участником борьбы.
В центре искусства Домье стоял человек, и все свои симпатии художник отдавал простому народу, выходцем из которого являлся он сам. Домье создал ряд замечательных произведений, воспевающих величие тружеников. Глубоко сопереживая судьбе простого человека, Домье посвятил свое искусство разоблачению эталонов буржуазно-дворянского общества современной ему Франции. Именно поэтому политическая сатира и социально-бытовая карикатура занимают ведущее место в творческом наследии художника. Создавая типические отрицательные образы, Домье выразительно демонстрировал историческую сущность современных явлений. «Надо быть человеком своего времени», – говорил художник, и эти слова как нельзя лучше определяют содержание его творчества.
Основная масса карикатур нравов этого времени была выполнена в технике литографии. Изобретенная в конце XVIII века, литография получила очень широкое распространение во Франции в годы Реставрации монархии Бурбонов (1814–1830). Она давала возможность получить в короткий срок большое количество оттисков и отличалась сравнительной дешевизной. Новая техника не требовала долгого специального обучения: рисунок делался жирным литографским пером прямо на литографском камне; каждый оттиск живо передавал манеру рисовальщика. Обращаясь к литографии, художники могли быстро откликаться на текущие события. Литографии выставлялись в витринах магазинов эстампов, продавались на лотках разносчиков, привлекая к себе внимание массового зрителя доходчивостью и жизненностью. В этих условиях, когда литография была столь распространена, когда ею увлекалось большинство художников, вполне естественно, что молодой Домье также решил обратиться к ней. В целом, его творческое наследие включает в себя около 4 тыс. литографий и более 900 гравюр.
Творчество Оноре Домье было одним из ярчайших явлений истории французского искусства XIX столетия. Его произведения по своему идейному содержанию и художественным особенностям сохранили свою актуальность до наших дней. Эта выставка, посвященная Домье, как бы приближает художника к нам, делает его «участником» современного художественного процесса.