с 7 декабря 2017 по 11 марта 2018
Самарский областной художественный музей и компания «Артгит» представляют выставку «Анри Матисс. Взгляд». На выставке будут представлены 118 литографий, выполненных с работ знаменитого французского художника и скульптора, лидера течения фовистов Анри Матисса, известного своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.
Среди мастеров культуры Западной Европы XX столетия Анри Матисс занимает исключительное место и как художник, и как мыслитель. Яркий, огромный талант художника во многом определил развитие современного изобразительного искусства почти во всех возможных его проявлениях. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в непрерывном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам. Матисс унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и культуры своего времени. Замечательный живописец, рисовальщик и гравер, иллюстратор и мастер оформления книги, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства – вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, – таким был широчайший творческий диапазон Матисса.
Особое место в творчестве художника на протяжении всей его жизни занимал жанр портрета. Человеческое лицо интересовало Матисса больше, чем натюрморты или пейзажи. Оно позволяло ему лучше выразить свое почти религиозное отношение к жизни. Отражение чувства, которое модель пробудила в художнике, а совсем не внешняя точность, стало для Матисса отправной точкой в создании всех его портретных образов. Ему всегда удавалось в пластическом изображении выразить все свои эмоции. Созвездие портретов, представленных на выставке, ярко отражает попытки Матисса найти новые способы отображения реального мира и человека.
Постоянно экспериментируя, Матисс в своих произведениях заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы, полагая ненужным все, что не влияло напрямую на эмоционально-энергетический импульс. Многие его композиции, представленные на выставке, кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Матисс не любил литературной сюжетности, у него все бессобытийно, хотя временами и показано определенное действие.
Любимым мотивом Матисса стало окно, единственная в его творчестве определенная форма в пространстве; с этой формой он производит многочисленные эксперименты. Окно давало художнику повод для осмысления вечных тем изобразительного искусства, являлось и проблемой для творческого вдохновения, а именно, как сочетать трехмерный мир и плоскость холста. Его окно – это пространство в пространстве, мир в мире. Оно то приближено к зрителю, чтобы открыть прекрасный вид за ним, то удалено и становится подобием картины в интерьере. Однако важно одно: окно всегда привносит свежие впечатления, и этим-то оно и было ценно. Матисс создал целую серию удивительно красочных работ, представленную на выставке, где окно, наряду с персонажами в интерьере, занимает особое место.
В последние годы жизни при помощи простой цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии. Вершиной этих экспериментов стала его единственная книга, которую он сам написал и проиллюстрировал, получавшая название «Джаз», занимающая ныне особое место в наследии Матисса, в полном объеме представленная на выставке.