с 15 августа 2013 по 7 октября 2013
Роджер Баллен (Roger Ballen) — один из самых экстравагантных живых классиков современной фотографии, родился в 1950 году в Нью-Йорке. Свои работы он называет «документальным вымыслом» (documentary fiction); они являют собой органичный сплав документализма, символизма и абстрактной эстетики. На протяжении 30 лет Роджер Баллен исследует через фотографию жизнь маргинальных слоев южноафриканского общества, работая в стиле «документального вымысла».
Отучившись в университете Беркли, в 1972 году Баллен отправился в длительное путешествие автостопом по миру. Геолог по образованию, он в течение долгих лет скитался по заброшенным уголкам африканского континента в поисках месторождений золота, попутно снимая привлекавшие его внимание странные объекты. Критика первые опыты будущего классика встретила с прохладцей. Однако опубликованный в 2001 году альбом «Задворки» (Outland) был признан «Лучшим фотоальбомом года» на Photo Espana и принес своему автору несколько престижных наград и международную славу. В «Задворках», так же как в последовавшей за ними «Комнате теней» (Shadow Chamber, 2005) и особенно в «Меблированных комнатах» (Boarding House, 2009), Баллен все более отходит от узнаваемых сюжетов, черпая вдохновение в омутах подсознания. Его кумиры и учителя не коллеги по цеху, а художники и литераторы — сюрреалист Хуан Миро, основатель стиля ар брют Жан Дюбюффе, один из основоположников театра абсурда Сэмюэл Беккет. Его камера фиксирует им же самим созданные причудливые композиции из животных, предметов, отдельных частей человеческого тела и граффити; Баллен увлечен игрой фактур, объемов и полутонов. Критики все чаще сравнивают его работы с ночными кошмарами; подчеркивая важность поднимаемых Балленом социальных вопросов, они говорят и о пугающих психологических экспериментах. Фотограф утверждает, что работа над серией столкнула его с такими темными сторонами собственного сознания, о существовании которых он прежде и не подозревал. Эти фотографии, будучи технически постановочными, говорят о жизни и изломах человеческих судеб и психики больше, чем любая «прямая» документация.
Сейчас произведения Баллена входят в коллекции ряда крупнейших мировых музеев современного искусства: МОМА (Нью-Йорк), Центр Жоржа Помпиду (Париж), Стеделийк музеум (Амстердам), Музей Виктории и Альберта (Лондон) и многих других.
Роджер Баллен о выставке:
- Проект «Комната теней (Shadow Chamber) начался в 2000 г. и продолжался до 2005 г. Здание, в котором находится комната теней – это трёхэтажный дом с очень длинными коридорами, в которые выходили двери множества маленьких комнат. Я снимал там несколько лет, фотографировал жителей дома. Изначально это было здание рудоуправления. Крыша здания в сезон дождей она протекала. Повсюду животные, на первом этаже подвала держали уток и гусей. Электричество отключено. Люди всё время приходили и уходили. Кто-то оставался подольше, кто-то приходил только переночевать.
Бывало, что у меня получался хороший кадр с каким-то человеком, а на другой день его уже не было. Я видел человека всего раз, на фотографию ушло 5 минут. Через три-четыре недели после того, как я сделал этот кадр, я обнаружил этого человека мёртвым прямо там, где сфотографировал его. Я работаю в жестоких местах. Если бы вы спросили меня о моем опыте в Южной Африке и о том, что он рассказал мне о жизни и о людях, то я уверенно могу ответить, что жизнь очень и очень жестока, и природа жестока, и люди очень жестоки по отношению друг к другу.
Роджер Баллен о фотографии:
• Я пытаюсь создать комплексное визуальное взаимодействие знаков и символов, создать картину, которую невозможно объяснить словами.
• Я редко начинаю, имея заранее разработанный план. Это просто слишком непредсказуемо. Фотография — это искусство момента и именно это отличает ее от других видов искусства. Мне кажется очень интересным и многообещающим, что даже когда я снова и снова фотографирую один и тот же натюрморт, ни один снимок не будет похож на другой. В самой застывшей ситуации существует только один единственный «момент истины».
• Мне кажется, мои фотографии отражают мой внутренний мир. Если вы и я сфотографируем одного и того же человека, то получим две совершенно разные фотографии. У меня есть собственный стиль, свой способ видеть.
• Мне хочется создавать фотографии, которые будут жить своей собственной жизнью, которые смогут рассказать о себе сами, которые не нужно никому объяснять.