с 24 февраля 2012 по 20 марта 2012
Франко Фонтана родился в г. Модене (Италия) в 1933 году. Его абстрактные фотокартины, выдержанные в эстетике минимализма,приобрели известность мирового масштаба и стали рассматриваться как эталоны в области цветной фотографии. Сотрудничал с известными изданиями (TIME, LIFE, VOGUE USA, VOGUE FRANCE и др.) Принимал участие в рекламных кампаниях ведущих мировых брендов (FIAT, VOLKSWAGEN, SONY, VOLVO, CANON, KODAK).
Фонтана создал оригинальную манеру, в которой с помощью фотомонтажа фрагменты реальных пейзажей объединены в новую композицию, существующую лишь в воображении автора. Работы Фонтаны во многом сродни художественным практикам его известных современников-живописцев, ныне классиков: представителя абстрактного экспрессионизма Марка Ротко, минималистов Барнета Ньюмана и Ада Рейнхарда. В большинстве своих работ Фонтана стирает культурную и географическую принадлежности и достигает абсолютной абстракции: перспектива меняется, и все уровни оказываются вместе на поверхности фотографии. Вспаханные и колосящиеся поля, горы, песок, багровеющее на закате небо, облака причудливой формы – все эти проявления природы попадают в объектив фотографа и становятся кадрами фотографического фильма. Абстрактная структура природных пейзажей достигается посредством особой техники съемки и подчеркивается использованием ярких выразительных цветов. Такой подход дает возможность увидеть новую, неожиданную «форму» природы. Эти пейзажи находятся где-то на границе между реальностью и абстракцией, между тончайшей чувствительностью к цвету и способностью вылить ее в особую композицию. Естественные формы у Фонтана становятся лишь подготовительным фоном для удивительных красок, и, таким образом, можно сказать, что вид становится видением.
На протяжении длительной карьеры фотохудожника было организовано более 400 его выставок в арт-галереях и музеях по всему миру, написано более 40 книг, посвященных его творчеству. Фонтана получил значительное количество наград в Италии и за рубежом. Его работы Франко Фонтана находятся в крупнейших музеях мира, среди которых - Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Музей Людвига в Кельне, Музеи Современных Искусств в Сан-Франциско и в Париже, Музей Изящных Искусств Бостона, ГМИИ им. Пушкина в Москве, Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Основу экспозиции в Самарском областном художественном музее составляют знаменитые «Итальянские пейзажи» – собрание работ, охватывающее всю карьеру художника. 35 работ, выполненных в течение почти 40 лет творческой деятельности (1970-2007), предоставлены из личной коллекции автора.
«Франко Фонтана видит для нас, открывает нам секреты самой хаотичной действительности. Показательна и сама его жизнь. Все началось в 1960-е. Это были годы, когда в мире царил стереотип черно-белого изображения и доминировала концепция «фотография — искусство». Фонтана посещает фотокружки, но уже тогда чувствует внутреннее противоречие в восприятии навязываемых ему схем. Фантазия, желание сказать свое слово, докопаться до сути простых вещей и выразить ее в цвете, в линии приводят его к стратегии бунта. Он становится «другим», отказываясь следовать привычным схемам построения изображения. В 1967 году Фонтана выходит на международный уровень и «с блеском проваливается»: его знаменитый снимок красного автомобиля, зажатого домами старой Праги, даже не берут на конкурс. Не берут именно потому, что он нарушает каноны «хорошей фотографии». Эта фотография Фонтаны отменяла элементарные законы перспективы, изложенные в учебниках по композиции и организации пространства в живописи, законы, устаревшие уже как минимум лет на сто. Именно поэтому его снимок стал заявкой на новый, революционный стиль в фотографии. Цвет в фотографиях Фонтаны ослепляет. Его графические построения композиции предвещают абстракцию и экстраполяцию видения художника. Естественно, новый подход к эстетике фотографии, предложенный Фонтаной, был понят не сразу. Его самые первые работы отличались новизной, они раздражали «священнослужителей фотографии». Абстрактные пейзажи Фонтаны предлагали новое видение реальности. Геометрия деталей и форм цвета передавала скрытую суть действительности, выявляла тайную красоту природы. Эти элементы пейзажа суть сила, на которой строится гармония.
Первое путешествие Фонтаны в США в 1970-е годы позволяет фотографу померяться силами с другой, дотоле не известной ему реальностью. Он сталкивается с американской урбанизированной средой, не имеющей ничего общего с европейскими старыми городами. Эта встреча вызвала у него шок и потрясение. Фонтана начинает снимать Америку, создавая новую серию хроматических построений, строгих архитектурных линий и света. Лезвия света достигают здесь цветовых максимумов, на которых строится эффект трехмерного пространства. Глобальное видение Америки а-ля Фонтана — это прямая противоположность мифу динамики, мифу суперэффективности американского мирового господства. Фотографии Фонтаны противоречат имиджу Америки, растиражированному почтовыми открытками и документальными фильмами, вызывающими восторги-клише по поводу неизвестной страны. В самые последние годы Фонтана ведет экспериментальные поиски, пути которых он обозначил еще в 1955 году. Это серия «Асфальты» — скрупулезное исследование знаков на дорогах и тротуарах. Чистая абстракция — главный рычаг творчества фотографа Франко Фонтаны — открывает каждому зрителю (профессионалу и непрофессионалу) гармонию и дисгармонию форм и цвета. Но не каждый зритель оказывается способным принять этот подарок. Образы грубой материи, битума, гальки, серебристые отблески серого и черного, молнии света… Но вдруг в пестрые квадраты шахматной доски вторгается красный. Чтобы проследить полет абстракции в поле реальности на снимках самого итальянского из всех итальянских фотографов, достаточно обратить внимание на цвет.
Кажется, что и у Фонтаны цвет — это всего лишь еще один инструмент фотографии. Но у него цвет — это магическое средство, расставляющее смертельные ловушки всем противоречиям реальности. Приятные, невинные и соблазнительные способы модуляции оттенков и контрастов, которые, как кажется, воспроизводят реальность такой, какая она есть, приводят к уничтожению прекрасной «иллюстрации» реальности. На первый взгляд это парадокс. Ведь реальность — цветная. Цвет в работах Фонтаны — густой, мощный, насыщенный. Зачастую хроматический контраст вызывает эмоциональный скрежет, но ни один из его образов не порождает тревоги. Наоборот, в его работах есть что-то успокаивающее и примиряющее нас с красотой природы в равновесии всех элементов реальности, созданных человеком. Работы Франко Фонтаны, внешний ли мир они отражают? Скорее это метафоры внутренних пульсаций, снов, которым только предстоит нам присниться, глубоко личных путешествий, смутных желаний, метафоры светлых безумных надежд и рационального осознания мира».
Джулиана Шиме, 2008.