ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Takabayashi M. У входа в храм

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Выставки и мероприятия

    День памяти Владимирской иконы Божьей Матери

    с 3 июня 2019 по 4 июня 2019

    Сегодня отмечается день памяти  одной из самых главных святынь всего христианского мира, древнейшей Святыни Русской земли, одного из самых совершенных произведений средневекового искусства иконописания – Владимирской иконы Божьей Матери. Древнейший образ написан в начале XII в. в Константинополе. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. – Милующая), или Умиления (Милосердная) - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая». Тип Богородицы с Младенцем в поясном изображении, сидящим на Ее правой руке и в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею, прильнув щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божьей Матери отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.

    По преданию, Владимирская икона Божьей Матери восходит к типу Одигитрии, впервые написанному Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство.  С тех пор Св. Лука почитает­ся как первый живописец и покровитель всех художников. Предания о Луке-иконо­писце восходят к VI в., в греческих руко­писях они зафиксированы в X в.

     Перед иконой Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией», или «Одигитрией Евангелиста Луки».

    Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры А. Рублев и Дионисий. В XVII в. оригиналь­ную композицию создал С. Ушаков.

    Один из списков этого трогательного образа находится и в нашей коллекции. Икона написана с необычайной теплотой на деревянной доске в технике масляной живописи. Серебряный оклад в сочетании с техникой финифти выполненный в начале XX века в псевдорусском стиле, закрывает почти всю поверхность иконы, за исключением ликов и рук. Живопись выполнена  в технике академического письма, получившей распространение в нашей стране  в XVIII - XIX веках.

    Максимилиан Волошин— о Владимирской иконе Божьей Матери:

     

    Не на троне — на Ее руке,

    Левой ручкой обнимая шею,

    Взор во взор, щекой припав к щеке,

    Неотступно требует… Немею –

    Нет ни сил ни слов на языке…

    А Она в тревоге и печали

    Через зыбь грядущего глядит

    В мировые рдеющие дали,

    Где закат пожарами повит…