ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Выставки и мероприятия

    День памяти Владимирской иконы Божьей Матери

    с 3 июня 2019 по 4 июня 2019

    Сегодня отмечается день памяти  одной из самых главных святынь всего христианского мира, древнейшей Святыни Русской земли, одного из самых совершенных произведений средневекового искусства иконописания – Владимирской иконы Божьей Матери. Древнейший образ написан в начале XII в. в Константинополе. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. – Милующая), или Умиления (Милосердная) - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая». Тип Богородицы с Младенцем в поясном изображении, сидящим на Ее правой руке и в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею, прильнув щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божьей Матери отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.

    По преданию, Владимирская икона Божьей Матери восходит к типу Одигитрии, впервые написанному Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство.  С тех пор Св. Лука почитает­ся как первый живописец и покровитель всех художников. Предания о Луке-иконо­писце восходят к VI в., в греческих руко­писях они зафиксированы в X в.

     Перед иконой Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией», или «Одигитрией Евангелиста Луки».

    Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры А. Рублев и Дионисий. В XVII в. оригиналь­ную композицию создал С. Ушаков.

    Один из списков этого трогательного образа находится и в нашей коллекции. Икона написана с необычайной теплотой на деревянной доске в технике масляной живописи. Серебряный оклад в сочетании с техникой финифти выполненный в начале XX века в псевдорусском стиле, закрывает почти всю поверхность иконы, за исключением ликов и рук. Живопись выполнена  в технике академического письма, получившей распространение в нашей стране  в XVIII - XIX веках.

    Максимилиан Волошин— о Владимирской иконе Божьей Матери:

     

    Не на троне — на Ее руке,

    Левой ручкой обнимая шею,

    Взор во взор, щекой припав к щеке,

    Неотступно требует… Немею –

    Нет ни сил ни слов на языке…

    А Она в тревоге и печали

    Через зыбь грядущего глядит

    В мировые рдеющие дали,

    Где закат пожарами повит…