с 3 июня 2019 по 4 июня 2019
Сегодня отмечается день памяти одной из самых главных святынь всего христианского мира, древнейшей Святыни Русской земли, одного из самых совершенных произведений средневекового искусства иконописания – Владимирской иконы Божьей Матери. Древнейший образ написан в начале XII в. в Константинополе. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. – Милующая), или Умиления (Милосердная) - Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) - буквально обозначает «сладко лобзающая». Тип Богородицы с Младенцем в поясном изображении, сидящим на Ее правой руке и в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею, прильнув щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божьей Матери отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.
По преданию, Владимирская икона Божьей Матери восходит к типу Одигитрии, впервые написанному Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. С тех пор Св. Лука почитается как первый живописец и покровитель всех художников. Предания о Луке-иконописце восходят к VI в., в греческих рукописях они зафиксированы в X в.
Перед иконой Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией», или «Одигитрией Евангелиста Луки».
Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры А. Рублев и Дионисий. В XVII в. оригинальную композицию создал С. Ушаков.
Один из списков этого трогательного образа находится и в нашей коллекции. Икона написана с необычайной теплотой на деревянной доске в технике масляной живописи. Серебряный оклад в сочетании с техникой финифти выполненный в начале XX века в псевдорусском стиле, закрывает почти всю поверхность иконы, за исключением ликов и рук. Живопись выполнена в технике академического письма, получившей распространение в нашей стране в XVIII - XIX веках.
Максимилиан Волошин— о Владимирской иконе Божьей Матери:
Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею,
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею –
Нет ни сил ни слов на языке…
А Она в тревоге и печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит…