с 5 марта 2015 по 10 мая 2015
ул. Куйбышева, 92, мраморный зал.
ОТКРЫТИЕ 5 МАРТА, 18:00
НА ОТКРЫТИЕ ВХОД СВОБОДНЫЙ!
12+
В Самарском художественном музее хранится обширная коллекция гравюр британского живописца и графика Уильяма Хогарта (1697 - 1764). Собрание насчитывает 115 листов. В экспозицию выставки «Мир Уильяма Хогарта» вошло 77 лучших работ из всех известных серий мастера: «Карьера шлюхи» (1732), «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «Прилежание и леность» (1747), «Четыре степени жестокости» (1751), «Выборы в парламент» (1755 – 1758). Также представлены парные гравюры «Улица пива», «Переулок джина» (1751), две гравюры «Вторжение» (1756), иллюстрации к поэме «Гудибрас» Сэмюэла Батлера (1726 и работы «Пузыри Южного моря» (1721), «Маскарады и опера» (1724), «Опера нищего», «Саусорская ярмарка» (1733), «Бедствующий поэт».
У. Хогарт, "Автопортрет", 1745
О художнике
Имя Уильяма Хогарта - одно из определяющих для английского Просвещения. Художественные практики Хогарта и его эстетическая программа в значительной степени сформировали в обществе Англии XVIII века представление о роли и месте Художника. Последний отныне уже не оформитель или документатор, но прежде всего критик современной ему эпохи. Можно проследить явную связь между ранними произведениями Хогарта и искусством француза Жака Калло и голландца Питера Брейгеля Старшего. Еще важнее, что корни творчества Хогарта уходят в традиции английского народного искусства – лубка конца XVII – начала XVIII века и гравированного портрета «знаменитостей на час» - от государственного деятеля до преступника или героя народного скандала.
У. Хогарт, "Пузыри Южного моря", 1721
Источник сюжетов Хогарта - окружающая повседневность быта и нравов во всей неприглядности деталей. Его творческий метод построен целиком на материале непосредственных жизненных впечатлений: «Вместо того, чтобы забивать память затхлыми правилами или утомлять глаза копированием скучных попорченных картин, - писал он в «Автобиографии», - я всегда находил, что изучение натуры – наиболее прямой и надежный путь к познанию нашего искусства». Натуру он берет всюду: лондонские улочки и предместья, бары, игорные дома – таков его мир, воспроизведенный совершенно беспристрастно. Отсутствием подобной социальной всеохватности и точности взгляда Хогарт попрекал современных ему английских художников, предпочитая им литературу и театр, гораздо раньше принявших "правду жизни". Проза Дефо, Свифта, Филдинга и Смолетта, мещанские драмы Лило и Эдварда Мура больше проясняют живописное наследие Хогарта, чем проведение параллелей с творчеством живописцев тех лет. Понимая свое творчество как своего рода "живописный роман", Хогарт предлагает смотреть на своих героев как на актеров, одетых соответственно тем ролям, какие они исполняют, - то драматическим, то комедийным, то фарсовым, в соответствии с драматургическим замыслом.
У. Хогарт, "Переулок джина", 1751
Суровый, безжалостный взгляд Уильяма Хогарта неумолимо разоблачает человеческие пороки, преследуя достойную цель – исправление нравов. Эта идея становится ключевой. Будучи последовательным деятелем эпохи Просвещения, художник изобретает новый тип произведения, который позволяет ему разворачивать действие во времени и пространстве. Именно в этом жанре картин-сюит, выполненных первоначально на холстах, а затем повторенных в гравюрах, Хогарт нашел свое артистическое призвание. В течение всей жизни Хогарт пытался воплотить идеал «полезного» художника – критика и «исправителя» современной ему среды.
У. Хогарт, "Автопортрет", 1745
"Я часто говорил, - пишет Хогарт в «Автобиографии», - что, когда живопись в усвоенном мною стиле станет уделом более искусных рук (допуская, что мои силы недостаточны для того, чтобы выявить в полной мере все ее преимущества), она станет более завлекательной и полезной, чем вековечный пафос и скучнейшие повторения затертых, избитых библейских сюжетов или нелепых историй о языческих богах». Хогарт развенчивал всех «исправителей природы» и не боялся утверждать, что даже образцовые произведения искусства всегда уступают бесконечному разнообразию жизни. Он полагал, что любые шедевры живописи «никогда не представляют таких красот, которые не были бы одновременно и подражанием природе, и уступали бы своим образцам». Именно эта мысль лежит в основе той эстетической системы, которую художник представил в своем «Анализе красоты».
У. Хогарт, "Время окуривает картину", 1761
«В то время, когда симметрия, упорядоченность форм и строгая пропорциональность считались обязательным условием красоты, Хогарт пытался обосновать своего рода «принципы» непропорциональности ради «разнообразия» или особое изящество изогнутой линии в противовес прямой и доказать, что «однообразие» форм в эстетическом смысле утомительнее, беднее и значительно менее привлекательно для взора, чем любой художественный «беспорядок». Все эти положения в конечном счете сводились у Хогарта к основному – к признанию преимущества, превосходства «природы» над всяким произведением «искусства», к утверждению иных реальных соотношений между ними, нежели те, которые прокламировала господствующая идеалистическая эстетика того времени.
Настоящая линия красоты есть волнистая линия, потому что она представляет собой самое полное соединение и взаимодействие единства и разнообразия; всякий предмет является тем более красивым, чем более он движется в этих волнистых линиях. Если такая волнистая линия свертывается или сгибается таким образом, что ее разнообразие увеличивается еще более, она становится извилистой или змеевидной линией: эту линию можно назвать линией привлекательности". Все мускулы и кости человеческого тела состоят из волнистых или змеевидных линий. Всё, что живет и движется, живет и движется в этих линиях. Поэтому, сделавшись основой искусства, они наилучшим образом отразят и воспроизведут самую сущность жизненного процесса».
У. Хогарт, наброски к серии "Модный брак" - "характеры и карикатуры".
Не оставив учеников и близких последователей, Уильям Хогарт оставил после себя несколько сотен произведений живописи и графики. Основное место среди них занимают картины маслом, число которых превышает 400. Больше всего среди них портретов, которые и при жизни художника, и в течение длительного времени обходились молчанием. Славу Хогарту принесла лишь небольшая часть его произведений – сатирические и бытовые сцены, известные и публике и специалистам почти исключительно по гравюрам. Для современников и потомков Хогарт был, в основном, создателем бытовых сценок, рисующих жизнь Лондона того времени, автором сюжетов, которые оценивались прежде всего с точки зрения их занимательности. Хогарт-обличитель сменился на Хогарта-моралиста, потом – критического реалиста. Собственно же Хогарт-живописец, предшественник Гойи и Домье, был открыт лишь импрессионистом Уистлером в начале ХХ века.
По материалам: