ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Выставки и мероприятия

    «Поиски равновесия»

    с 11 декабря 2020 по 23 января 2021

     
     
    С 11 декабря в Самарском художественном музее начинает работу выставка современных художников, скульптора Владимира Амодео и художника-живописца Тани Стрельбицкой.
     
     
     

    Поиски равновесия в новой системе координат

    Двигаются и рождаются формы,

    И мы делаем новые и новые открытия.

    И то, что нами открыто, того не закрыть.

     
    Казимир Малевич  

    Современная культура настойчиво стремится к органической целостности художественного высказывания. Ее образность покидает зону дистанцированного переживания реальности, сближаясь с окружающим миром и формируя новую систему координат. Искусству Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео, неотделимого от феномена театра и инсталляции, сценических пространств и артистического поведения, близка именно эта стратегия. Двигаясь по оси времени-пространства, его художественные векторы выстраивают своеобразные лестницы, где горизонт и вертикаль к нему способны меняться местами. Ступеньки-атомы этих лестниц, как образы овеществлённых музыкальных партитур, в свою очередь выстраивают ряды, каждый раз указывая на присутствие в них принципа “золотого сечения”. Они рифмуются с «горизонтами» Казимира Малевича, забывая о своей конкретной предметности и утверждая универсальность диалога чувства и рефлексии. Указывая на органику вещественности, утверждая неизменность фигуративного искусства, пластические поиски Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео находят своё воплощение и традицию в архаических и античных слоях "идеальной культуры", возвращаясь в утраченное и, одновременно, перемещаясь в актуальность современного сознания. Эмоциональность и аскетизм, экспрессия и дисциплина гармонически живут в этом искусстве, где технологии становятся невидимыми, а поверхность артефакта одухотворяется, как рождающаяся материя.

    Художники внимательно всматриваются в ближайшие измерения, в их рельефы и ниши, обнаруживая смысл в гармонических связях между человеком, природой, ее техногенной трансформацией и миром культуры. Каждый из представленных авторов привносит в проект «Поиски равновесия» определенный ракурс зрелищности: Таня Стрельбицкая, являясь ученицей легендарного театрального режиссёра Романа Виктюка, реализует особое критическое состояние в феномене игры,  дионисийском начале, а пластика Владимира Амодео, напротив, выявляет радикальность устойчивости в самых неравновесных состояниях человека. Его произведения, привычные для московского зрителя, часто экспонируются именно на театральных площадках, как бы продолжая мир сцены в непосредственную реальность, предлагая ее измерениям художественные координаты. К утверждению Уильяма Шекспира  «весь мир - театр» эти два мастера добавляют: «весь мир - художественное произведение» и «художественное творчество - это весь мир». Микрокосмос предметной жизни и жизни человека в этой концепции естественно переходит в универсалии искусства - и художник становится его проводником.

    Визуальная философия Тани Стрельбицкой, несмотря на все ее внутренние связи с классическим авангардом, далека от социальных утопий и футуристических идеологий. Она пронизана интеллектуальной и экологической эстетикой, ее пластические смыслы погружены в наше «постисторическое» время анализа и контекста. Обращаясь к поиску равновесия, так же как поступает герой в ее композиции «Жонглёр», играя шариками, как атомами в ткани цивилизации, она обнаруживает идеальные формы человеческого существования в «нелинейной» драматургии нашего мира. В художественной системе Владимира Амодео образность его объектов-скульптур сосредоточивается в глубоко личностной и дисциплинарной ауре, где художник сознательно отказывается от декоративной формы. В артистических силуэтах и контурах его артефактов таится структурированное состояние естественной простоты, рифмуясь с духовным напряжением и эмоциональной взволнованностью холстов Тани Стрельбицкой.

    Диалог живописных технологий и пластических идей в проекте «Поиски равновесия» открывает новую природу современного художественного творчества, наделяя ее способностями комментировать и описывать художественную реальность. Ее многослойный ландшафт, бессознательно и одновременно совершенно осознано выстроенный со всеми своими ассоциативными рядами, свидетельствует о личности художника, о его неразрывной связи с живым процессом истории и культуры, с его размышлениями о возвращении в мир естественных ценностей. Человек в этих осевых координатах всегда остаётся в центре сакрального пространства, в своей образной конструкции символизируя крест мирового древа, соединяя внешнее и внутреннее. Этот универсальный образ каждый раз воспроизводит акт творения, явленный в новейшей российской и мировой культуре образом «Черного квадрата» Казимира Малевича. Его присутствие в соседних залах, рядом с экспозицией «Поиски равновесия» призывает зрителя к особой сосредоточенности, проецируя свои возвышенные смыслы на современное художественное пространство. Именно в этих реалиях, указанных оптикой Казимира Малевича, раскрываются визуально-смысловые стратегии Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео. В своих «мифологиях» они рассказывают о борьбе стихий микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (окружающей нас социальной и природной реальности), о возможности утверждения покоя и равновесия в состояниях особой углублённости, той, которую манифестирует «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Эти состояния взволнованности и успокоения ритмически мерцают в Проекте, позволяя пространству обрушиваться на нас, вовлекая нас в свои внутренние слои. Расширяя арт-территорию, они обнаруживают в ней особые зоны парения, где царствует бескорыстие и открываются новые формы равновесия в ситуациях, казалось бы, его реального отсутствия.

    Свобода формы означает для Татьяны Стрельбицкой и Владимира Амодео прежде всего духовную свободу человека, рожденную в непосредственно созданных им пластических формулах. Эти формулы, приближенные к языку древних культур, к мифологической речи, погружённые в пластический текст, в конечном счёте перестают быть выражениями какого-то объекта - они становятся объектами, содержащими собственную энергию и собственную волю творчества. В этой системе координат процесс формирования художественной реальности превращается для участников проекта «Поиск равновесия» в строительство символического мира, где внутреннее пространство, пространство нашей сосредоточенности, нашего «сердцебиения» становится сильнее любого внешнего его проявления. Оно таит в себе парадокс неожиданности, его структура обладает сложной топографией, о которой писал Казимир Малевич: «оно продолжает движение жизни, растёт лесом, горою, камнем...».

    Виталий Пацюков

    Член-корреспондент Российской Академии художеств

     
    Стоимость входного билета для всех категорий граждан 100 рублей!