с 11 декабря 2020 по 23 января 2021
Поиски равновесия в новой системе координат Двигаются и рождаются формы, И мы делаем новые и новые открытия. И то, что нами открыто, того не закрыть. |
|
Казимир Малевич |
Современная культура настойчиво стремится к органической целостности художественного высказывания. Ее образность покидает зону дистанцированного переживания реальности, сближаясь с окружающим миром и формируя новую систему координат. Искусству Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео, неотделимого от феномена театра и инсталляции, сценических пространств и артистического поведения, близка именно эта стратегия. Двигаясь по оси времени-пространства, его художественные векторы выстраивают своеобразные лестницы, где горизонт и вертикаль к нему способны меняться местами. Ступеньки-атомы этих лестниц, как образы овеществлённых музыкальных партитур, в свою очередь выстраивают ряды, каждый раз указывая на присутствие в них принципа “золотого сечения”. Они рифмуются с «горизонтами» Казимира Малевича, забывая о своей конкретной предметности и утверждая универсальность диалога чувства и рефлексии. Указывая на органику вещественности, утверждая неизменность фигуративного искусства, пластические поиски Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео находят своё воплощение и традицию в архаических и античных слоях "идеальной культуры", возвращаясь в утраченное и, одновременно, перемещаясь в актуальность современного сознания. Эмоциональность и аскетизм, экспрессия и дисциплина гармонически живут в этом искусстве, где технологии становятся невидимыми, а поверхность артефакта одухотворяется, как рождающаяся материя.
Художники внимательно всматриваются в ближайшие измерения, в их рельефы и ниши, обнаруживая смысл в гармонических связях между человеком, природой, ее техногенной трансформацией и миром культуры. Каждый из представленных авторов привносит в проект «Поиски равновесия» определенный ракурс зрелищности: Таня Стрельбицкая, являясь ученицей легендарного театрального режиссёра Романа Виктюка, реализует особое критическое состояние в феномене игры, дионисийском начале, а пластика Владимира Амодео, напротив, выявляет радикальность устойчивости в самых неравновесных состояниях человека. Его произведения, привычные для московского зрителя, часто экспонируются именно на театральных площадках, как бы продолжая мир сцены в непосредственную реальность, предлагая ее измерениям художественные координаты. К утверждению Уильяма Шекспира «весь мир - театр» эти два мастера добавляют: «весь мир - художественное произведение» и «художественное творчество - это весь мир». Микрокосмос предметной жизни и жизни человека в этой концепции естественно переходит в универсалии искусства - и художник становится его проводником.
Визуальная философия Тани Стрельбицкой, несмотря на все ее внутренние связи с классическим авангардом, далека от социальных утопий и футуристических идеологий. Она пронизана интеллектуальной и экологической эстетикой, ее пластические смыслы погружены в наше «постисторическое» время анализа и контекста. Обращаясь к поиску равновесия, так же как поступает герой в ее композиции «Жонглёр», играя шариками, как атомами в ткани цивилизации, она обнаруживает идеальные формы человеческого существования в «нелинейной» драматургии нашего мира. В художественной системе Владимира Амодео образность его объектов-скульптур сосредоточивается в глубоко личностной и дисциплинарной ауре, где художник сознательно отказывается от декоративной формы. В артистических силуэтах и контурах его артефактов таится структурированное состояние естественной простоты, рифмуясь с духовным напряжением и эмоциональной взволнованностью холстов Тани Стрельбицкой.
Диалог живописных технологий и пластических идей в проекте «Поиски равновесия» открывает новую природу современного художественного творчества, наделяя ее способностями комментировать и описывать художественную реальность. Ее многослойный ландшафт, бессознательно и одновременно совершенно осознано выстроенный со всеми своими ассоциативными рядами, свидетельствует о личности художника, о его неразрывной связи с живым процессом истории и культуры, с его размышлениями о возвращении в мир естественных ценностей. Человек в этих осевых координатах всегда остаётся в центре сакрального пространства, в своей образной конструкции символизируя крест мирового древа, соединяя внешнее и внутреннее. Этот универсальный образ каждый раз воспроизводит акт творения, явленный в новейшей российской и мировой культуре образом «Черного квадрата» Казимира Малевича. Его присутствие в соседних залах, рядом с экспозицией «Поиски равновесия» призывает зрителя к особой сосредоточенности, проецируя свои возвышенные смыслы на современное художественное пространство. Именно в этих реалиях, указанных оптикой Казимира Малевича, раскрываются визуально-смысловые стратегии Тани Стрельбицкой и Владимира Амодео. В своих «мифологиях» они рассказывают о борьбе стихий микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (окружающей нас социальной и природной реальности), о возможности утверждения покоя и равновесия в состояниях особой углублённости, той, которую манифестирует «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Эти состояния взволнованности и успокоения ритмически мерцают в Проекте, позволяя пространству обрушиваться на нас, вовлекая нас в свои внутренние слои. Расширяя арт-территорию, они обнаруживают в ней особые зоны парения, где царствует бескорыстие и открываются новые формы равновесия в ситуациях, казалось бы, его реального отсутствия.
Свобода формы означает для Татьяны Стрельбицкой и Владимира Амодео прежде всего духовную свободу человека, рожденную в непосредственно созданных им пластических формулах. Эти формулы, приближенные к языку древних культур, к мифологической речи, погружённые в пластический текст, в конечном счёте перестают быть выражениями какого-то объекта - они становятся объектами, содержащими собственную энергию и собственную волю творчества. В этой системе координат процесс формирования художественной реальности превращается для участников проекта «Поиск равновесия» в строительство символического мира, где внутреннее пространство, пространство нашей сосредоточенности, нашего «сердцебиения» становится сильнее любого внешнего его проявления. Оно таит в себе парадокс неожиданности, его структура обладает сложной топографией, о которой писал Казимир Малевич: «оно продолжает движение жизни, растёт лесом, горою, камнем...».
Виталий Пацюков
Член-корреспондент Российской Академии художеств