ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Выставки и мероприятия

    Выставка "Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века"

    с 16 апреля 2014 по 29 июня 2014

    Выставка «Время Ангелов» впервые представляет российскому зрителю величайшее наследие английского графического искусства XVIII века – шедевры графики из всемирно известного цикла «Библия Маклина» в его полном объёме – 70 полностраничных резцовых гравюр и 10 гравированных виньеток. Согласно Национальному Словарю Биографий "Библия Маклина" остаётся самым амбициозным изданием, произведённым в Великобритании, часто переиздаваемым с нарушением авторского права, но не имеющим конкуренции". По оценке искусствоведов – это самое большое издание Библии на английском языке. Уникальность экспозиции подчёркивает тот факт, что в российских музеях полного собрания гравюр из цикла «Библия Маклина» нет.

    Издатель и торговец Томас Маклин публично объявляет об обязательстве опубликовать самую большую по размерам иллюстрированную Библию в нескольких томах, чтобы содействовать "славе английской школы живописи и гравировки" и в "интересах нашей святой религии". Для этого были созданы специальный новый шрифт и новый вид бумаги. Лучшие художники и гравёры Великобритании были привлечены и задействованы в проекте. В их числе: Филипп Джеймс Де Лутербург, Джошуа Рейнолдс, Генри Фюзели, Джон Опи, Анжелика Кауфман, Томас Стотард, Франческо Бартолоцци и другие. Томас Маклин организовал предварительную подписку на своё издание. Это была распространённая практика того времени - отчасти гарантирующая реализацию будущего издания. На широко разрекламированную публикацию необыкновенной Библии подписалось 703 человека. В том числе члены королевской семьи и даже Георг III. Но цена издания была слишком велика. Поэтому тираж, скорее всего, не превысил тысячу экземпляров. Общая стоимость проекта оценивалась в £30,000. Для его реализации, он был вынужден продать некоторые из картин из «Галереи Поэта» на лотерее в 1797 году.

    Осуществление издания Библии осложнялось ещё одной британской особенностью. Со времён королевы Елизаветы I печать Библии была зарезервирована, как особая привилегия, за отдельными семьями и гравёрами. Маклин попросил разрешение в Оксфордском университете, но ему было отказано. Тогда он использовал уловку, к которой прибегали некоторые из его коллег. Он добавил в библейский текст объяснения и комментарии и заявил, что конечный продукт не является Библией в буквальном смысле, а скорее комментарий к ней. Конечно, Маклин ограничился несколькими краткими комментариями, которые были размещены кое-где на полях и при обрезке листов при переплёте в основном исчезли. Хорошим прикрытием для издания также послужила также подписка на книги членов королевской семьи.

    В 1791 году (этот год указывается на посвящении королю Георгу III) в типографии Томаса Бенсли началось изготовление первых гравюр для Библии. Список подписчиков возглавил король и принц Уэльский и другие самые известные люди Великобритании. Самый обширный вклад в оформление Библии Маклина внёс Филипп Джеймс Де Лутербург, который приехал из Страсбурга и Парижа в Лондон. Лутербург был очень романтической артистической натурой, о чем свидетельствуют его величественные пейзажи. Маклин привлёк его к некоторым весьма драматическим библейским сюжетам, которые поражали воображение. Четырнадцать картин было предложено написать Уильяму Гамильтону, который приобрёл свой наибольший успех, как портретист в 1790-е годы в Дублине. Восемь картин нарисовал также признанный, как художник-портретист, Джон Опи. Среди художников, которые участвовали с меньшим количеством картин, можно найти известные имена, которые ранее участвовали в «Галерее Поэтов»: Бенджамин Уэст, уроженец Пенсильвании и обучавшийся в Риме, как исторический живописец, и в Королевской академии в Лондоне; Мария Анна Анжелика Кауфман которая провела много лет в Лондоне; швейцарец Генри Фюзели, который жил в Лондоне с 1764 года и являлся творцом самых фантастических и нетрадиционных картин своего времени. Джошуа Рейнолдс, самый известный в своё время английский художник и первый директор Королевской академии, а также Томас Стотард.


    Война на континенте, во Франции и других европейских странах подорвали бизнес Маклина. Прибыли от продажи искусства резко упали. Графика перестала продаваться через его торговые каналы за рубежом, а его партнёр Эдуард Роджерс умер. Всё это серьёзно осложнило завершение самого крупного и необыкновенного проекта иллюстрации Библии. Но Маклин продолжал упорно осуществлять свою идею, не останавливаясь ни перед чем. Он влезал в долги и продолжал финансировать производство гравюр для издания.

    Томас Маклин умер 25 октября 1800 года, через пять дней после завершения работы над последней большой полностраничной гравюрой к Библии. Виньетки были закончены через шесть недель после его смерти. Влияние Маклина ощущалось в мире искусства не только как издателя, но и как покровителя и мецената. Есть информация, что он пожертвовал £300 000 как меценат. На сегодняшний день лишь несколько музеев и библиотек в мире могут похвастаться полным комплектом гравюр Библии Маклина. Более чем 200 лет и небольшой тираж привели к тому, что полная серия гравюр большая редкость. Гордостью Британского Музея является полный объем этого прекрасного и необычного издания. Все работы этой серии там подробно описаны и каталогизированы. При подготовке к выставке мы использовали именно каталоги Британского Музея, как самую полную и самую выверенную идентификационную основу проверки и описания работ.