с 16 апреля 2014 по 29 июня 2014
Выставка «Время Ангелов» впервые представляет российскому зрителю величайшее наследие английского графического искусства XVIII века – шедевры графики из всемирно известного цикла «Библия Маклина» в его полном объёме – 70 полностраничных резцовых гравюр и 10 гравированных виньеток. Согласно Национальному Словарю Биографий "Библия Маклина" остаётся самым амбициозным изданием, произведённым в Великобритании, часто переиздаваемым с нарушением авторского права, но не имеющим конкуренции". По оценке искусствоведов – это самое большое издание Библии на английском языке. Уникальность экспозиции подчёркивает тот факт, что в российских музеях полного собрания гравюр из цикла «Библия Маклина» нет.
Издатель и торговец Томас Маклин публично объявляет об обязательстве опубликовать самую большую по размерам иллюстрированную Библию в нескольких томах, чтобы содействовать "славе английской школы живописи и гравировки" и в "интересах нашей святой религии". Для этого были созданы специальный новый шрифт и новый вид бумаги. Лучшие художники и гравёры Великобритании были привлечены и задействованы в проекте. В их числе: Филипп Джеймс Де Лутербург, Джошуа Рейнолдс, Генри Фюзели, Джон Опи, Анжелика Кауфман, Томас Стотард, Франческо Бартолоцци и другие. Томас Маклин организовал предварительную подписку на своё издание. Это была распространённая практика того времени - отчасти гарантирующая реализацию будущего издания. На широко разрекламированную публикацию необыкновенной Библии подписалось 703 человека. В том числе члены королевской семьи и даже Георг III. Но цена издания была слишком велика. Поэтому тираж, скорее всего, не превысил тысячу экземпляров. Общая стоимость проекта оценивалась в £30,000. Для его реализации, он был вынужден продать некоторые из картин из «Галереи Поэта» на лотерее в 1797 году.
Осуществление издания Библии осложнялось ещё одной британской особенностью. Со времён королевы Елизаветы I печать Библии была зарезервирована, как особая привилегия, за отдельными семьями и гравёрами. Маклин попросил разрешение в Оксфордском университете, но ему было отказано. Тогда он использовал уловку, к которой прибегали некоторые из его коллег. Он добавил в библейский текст объяснения и комментарии и заявил, что конечный продукт не является Библией в буквальном смысле, а скорее комментарий к ней. Конечно, Маклин ограничился несколькими краткими комментариями, которые были размещены кое-где на полях и при обрезке листов при переплёте в основном исчезли. Хорошим прикрытием для издания также послужила также подписка на книги членов королевской семьи.
В 1791 году (этот год указывается на посвящении королю Георгу III) в типографии Томаса Бенсли началось изготовление первых гравюр для Библии. Список подписчиков возглавил король и принц Уэльский и другие самые известные люди Великобритании. Самый обширный вклад в оформление Библии Маклина внёс Филипп Джеймс Де Лутербург, который приехал из Страсбурга и Парижа в Лондон. Лутербург был очень романтической артистической натурой, о чем свидетельствуют его величественные пейзажи. Маклин привлёк его к некоторым весьма драматическим библейским сюжетам, которые поражали воображение. Четырнадцать картин было предложено написать Уильяму Гамильтону, который приобрёл свой наибольший успех, как портретист в 1790-е годы в Дублине. Восемь картин нарисовал также признанный, как художник-портретист, Джон Опи. Среди художников, которые участвовали с меньшим количеством картин, можно найти известные имена, которые ранее участвовали в «Галерее Поэтов»: Бенджамин Уэст, уроженец Пенсильвании и обучавшийся в Риме, как исторический живописец, и в Королевской академии в Лондоне; Мария Анна Анжелика Кауфман которая провела много лет в Лондоне; швейцарец Генри Фюзели, который жил в Лондоне с 1764 года и являлся творцом самых фантастических и нетрадиционных картин своего времени. Джошуа Рейнолдс, самый известный в своё время английский художник и первый директор Королевской академии, а также Томас Стотард.
Война на континенте, во Франции и других европейских странах подорвали бизнес Маклина. Прибыли от продажи искусства резко упали. Графика перестала продаваться через его торговые каналы за рубежом, а его партнёр Эдуард Роджерс умер. Всё это серьёзно осложнило завершение самого крупного и необыкновенного проекта иллюстрации Библии. Но Маклин продолжал упорно осуществлять свою идею, не останавливаясь ни перед чем. Он влезал в долги и продолжал финансировать производство гравюр для издания.
Томас Маклин умер 25 октября 1800 года, через пять дней после завершения работы над последней большой полностраничной гравюрой к Библии. Виньетки были закончены через шесть недель после его смерти. Влияние Маклина ощущалось в мире искусства не только как издателя, но и как покровителя и мецената. Есть информация, что он пожертвовал £300 000 как меценат. На сегодняшний день лишь несколько музеев и библиотек в мире могут похвастаться полным комплектом гравюр Библии Маклина. Более чем 200 лет и небольшой тираж привели к тому, что полная серия гравюр большая редкость. Гордостью Британского Музея является полный объем этого прекрасного и необычного издания. Все работы этой серии там подробно описаны и каталогизированы. При подготовке к выставке мы использовали именно каталоги Британского Музея, как самую полную и самую выверенную идентификационную основу проверки и описания работ.