с 3 октября 2015 по 17 января 2016
3 октября в швейцарском Базеле фондом Бейелера организована очередная мегавыставка русского авангарда «0,10. Малевич, Татлин. Эволюция новых систем в искусстве». В нее вошли работы из европейских собраний, а также из Русского музея, Третьяковской галереи и еще полутора десятков музеев, в том числе Самарского художественного. Выставка приурочена к 100-летию первого «Черного квадрата» Казимира Малевича, впервые явленного публике на легендарной выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в Петербурге.
В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно: до наших дней сохранилось не более трети из 154 показанных на ней произведений. Но двенадцать художников из участников той выставки представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Центр экспозиции - два десятка супрематических картин Казимира Малевича, в том числе «Черный квадрат» из Третьяковки, «Черный круг» из частной коллекции и «Черный крест» из Центра Помпиду.
В числе других художников экспозиции — Натан Альтман, Василий Каменский, Мария Васильева, Владимир Татлин, Ольга Розанова, Вера Пестель, Любовь Попова Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни.
Из коллекции Самарского художественного музея представлено две работы Михаила Менькова - «Симфония (Скрипка)» (1915) и «Трамвай №6» (1914).
Директор Самарского областного художественного музея Галина Рябчук на экспозиции. На заднем плане работы Михаила Менькова
Базельский музей не только собрал работы со всего мира, но и предоставил зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии, подробные сведения о художниках. Выставка продлится до 17 января 2016 года.
Фото - Галина Рябчук