с 19 мая 2022 по 3 июля 2022
Владимир Викторович Кожанов (1967 - 2015) родился в поселке Подтыбок (Республика Коми), в Самаре жил с 1982 года. В 1986 году окончил профтехучилище по специальности «лепщик архитектурных деталей». Посещал вечернюю художественную школу, занимался в изостудии под руководством А. Галямова. С 1990 года регулярно участвует в художественных выставках, в 1996-1998 годах состоялись его персональные выставки в Самаре и Новокуйбышевске. Произведения художника находятся в частных коллекциях Германии, Франции, Италии, Финляндии, а также Москвы, Петербурга и Самары.
Творчество Кожанова очень разнообразно: он писал натюрморты, пейзажи, много рисовал, создавал декоративные панно и скульптуру, в последние годы - знаковые картины, где всё больше уходил от фигуративности в область абстрактного.
На его небольших этюдах изображены волжские берега, фигурки рыбаков, лодки, проталины, осенние мотивы – скромные, неброские в цвете, написанные «на состояние» - в них как будто сосредоточена вся неспешность его характера.
От натурных наблюдений художник постепенно идет к деформации формы. Пейзаж становится условным, наделяясь идиллическими чертами, в которых теряется понятие времени и пространства.
В натюрмортах Кожанова сквозит удивительное любование миром вещей: кофейники, ложки, вилки, яблоки живут своей размеренной жизнью. Со свойственной художнику скрупулезностью он пишет складки ткани, яблочные зернышки, ржавчину старых ключей, блики на стеклянных бутылках и металлических чайничках.
Постепенно под его кистью предметный мир «оживает», приобретая человеческие качества. Кувшины начинают изгибаться, соединяясь длинными горлышками, вступают в диалог или спор.
С конца 1990-х Кожанов создавал знаковые картины, все больше приходя к чистой геометрии. Все они о выборе: между землей и небом, между материальным и духовным, о восхождении или нисхождении, о свете и тьме.
В картине «Восхождение» (1998) все пространство состоит из хаоса геометрических форм: прямоугольников и треугольников, встраивающихся силой света в восходящую форму. Во «Вторжении» (1999) тело оранжевой пирамиды пронзают остроконечные формы, разрушая ее незыблемость. А в «Построении пирамиды» (1999) видно как осторожно, хрупко и по крупицам выстраивается восхождение к небу, к свету, к Богу.
Картину «Несущий свет» (2004) сейчас хочется назвать автопортретом художника: фигура, шатко стоящая на земной поверхности, несет огромный световой шар - его трудно нести, удержать равновесие, не упасть, но она, как Прометей, несет этот свет людям.
Несколько произведений посвящены теме полета: например, на картине «Торжество» (1999) люди-стрекозы или эльфы парят, освободившись от силы земного притяжения, или на полотне «Легкость» (2000) изображена фигура, подобно мифическому Икару, так высоко воспарившая над землей и слишком близко поднявшаяся к солнцу. Что она ищет - света или смерти?
На выставке также представлены деревянные тонированные скульптуры: это одна или две фигуры, выполненные обобщенно и близкие его живописным образам.
Экспозиция приурочена к юбилею художника: в этом году ему исполнилось бы 55 лет.