с 28 января 2016 по 27 марта 2016
Цена билетов:
Для взрослых - 150 рублей
Для студентов, пенсионеров, школьников - 100 рублей
12+
Представляем новый проект с Московским домом фотографии / Мультимедиа арт музеем.
«Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек - носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом - продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и знакомых фотографа и художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой отличался основательностью, рациональностью в одежде и в то же время художнической свободой позы и жеста.
Михаил Кауфман, Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ
Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по 1940-е годы. Люди кино, такие как Лев Кулешов или Борис Барнет одеты с налетом военизированного техницизма. Кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Все это признаки профессиональной одежды, или "прозодежды", как называли ее конструктивисты. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице. Его одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы. Сочетание некоторой нарочитости и рациональности.
Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный "москвошвеевский" костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача - наблюдение. Даже позы фотографов - немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают - будь то на стадионе или на стройке. Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме "с иголочки" кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, - такое же его оружие, как и острое слово.
Александр Родченко, Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ
У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко "Портрет матери" приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы - в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы - в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.
Александр Родченко, Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ
Зато проявляется нечто новое - попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую "прозодежду", в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия "Выставки декоративного искусства" в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна "Старое и новое" Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы "Де стиль".
Сам Родченко в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Он рано облысел и его трудно представить с пышной шевелюрой. Такая же бритая голова у Маяковского, Третьякова, архитектора Александра Веснина. Одежда Родченко была частично покупной - краги, ботинки, галстуки, частично сшита Степановой из плотной шерстяной ткани или плотной фланели. Одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни - конструктивистский, универсальный для всех случаев. У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал - то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.
Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле "Рено" она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.
У каждого персонажа из круга Родченко - свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое».
Александр Лаврентьев, искусствовед
внук Александра Родченко и Варвары Степановой
Об А. Родченко:
В конце 1910-х годов Александр Родченко впервые заявляет о себе как художник-авангардист, работая с живописной плоскостью, линией и точкой. Спустя десятилетие он завершает этот этап творчества, демонстрируя на выставке «5х5=25» триптих «Три цвета. Желтый. Красный. Синий». Три квадратных холста, равномерно закрашенные монохромными цветами, становятся аллегорией Малевичу и его «Черному квадрату».
В дальнейшем Родченко переходит к так называемому «производственному искусству». «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам» - позже писал он в своих дневниках. В ногу с революционной эпохой искусство должно стать более материальным и понятным, и одновременно внедрять передовые идеи в жизнь общества. Адекватным выразителем подобной эстетики становится плакат. Благодаря лаконичным цветам, блокам агитационных текстов и геометрическим композициям плакат одновременно информировал, просвещал и агитировал. Начало реализации революционных художественных идей в плакате положил совместный тандем Родченко и Владимира Маяковского. С 1923 года они создали более сотни рекламных листовок, плакатов, вывесок. Благодаря усилиям двух мастеров советская реклама 1923 – 1925 годов явилась образцом политического плаката конструктивизма.
В то же время Родченко осваивает фотографию, вначале случайно, когда ему, как художнику и театральному декоратору, необходимо было фиксировать свои работы на пленку. Являясь ярким экспериментатором, Родченко обращается к жанрам портрета и репортажа, отказываясь от следования сложившимся традициям. В 1926 году он публикует свои первые снимки, ярко отразившие эксперименты автора с перспективой, ракурсом и точками зрения. Один и тот же предмет рассматривается стереоскопически – с различных углов зрения. Эти фотографии стали основой узнаваемого стиля художника. Работы Родченко стали визуальным манифестом нового общества, прославляя молодость, силу, здоровье нового человека. Мир его фотографий – прекрасная новая жизнь, полная энтузиазма и радости созидания. Уже при жизни Родченко его фотографии были широко известны за пределами СССР – с 1928 года они регулярно выставляются в галереях США, Европы и других стран. Творческое наследие Александра Родченко по сей день остается актуальным источником вдохновения для художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна.