ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки
  • Наши спонсоры


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Выставки и мероприятия

    Фотовыставка "Круг Родченко. Стильные люди"

    с 28 января 2016 по 27 марта 2016

    Цена билетов:
    Для взрослых - 150 рублей
    Для студентов, пенсионеров, школьников - 100 рублей

    12+

    Представляем новый проект с Московским домом фотографии / Мультимедиа арт музеем.

    «Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек - носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в 1920-е годы. Костюм был частью футуристической или конструктивистской эстетики. В одном случае важнее было поразить публику, в другом - продемонстрировать уверенность в собственной правоте. Круг друзей и знакомых фотографа и художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой отличался основательностью, рациональностью в одежде и в то же время художнической свободой позы и жеста.

    Михаил Кауфман, Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ

    Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по 1940-е годы. Люди кино, такие как Лев Кулешов или Борис Барнет одеты с налетом военизированного техницизма. Кожаные пальто или куртки, краги, кепки, иногда лихо заломленные назад, мотоциклетные очки, перчатки с раструбами. Все это признаки профессиональной одежды, или  "прозодежды", как называли ее конструктивисты. Кинорежиссер или оператор хроники, как правило, проводит большую часть времени на улице. Его одежда должна защищать от непогоды и в то же время быть заметной для съемочной группы. Сочетание некоторой нарочитости и рациональности.

    Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный "москвошвеевский" костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача - наблюдение. Даже позы фотографов - немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают - будь то на стадионе или на стройке. Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в 1920-е годы толстовке. Лишь Владимир Маяковский в костюме "с иголочки" кажется только что вернувшимся с очередного диспута. Безупречность костюма, не допускающая неряшливости во время публичных выступлений, - такое же его оружие, как и острое слово.

    Александр Родченко, Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ

    У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко "Портрет матери" приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы - в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы - в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.

    Александр Родченко, Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Собрание МАММ

    Зато проявляется нечто новое - попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую "прозодежду", в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия "Выставки декоративного искусства" в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна "Старое и новое" Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы "Де стиль".

    Сам Родченко в 1930-е и 1940-е годы был внимателен к одежде и сохранял свой стиль. Он рано облысел и его трудно представить с пышной шевелюрой. Такая же бритая голова у Маяковского, Третьякова, архитектора Александра Веснина. Одежда Родченко была частично покупной - краги, ботинки, галстуки, частично сшита Степановой из плотной шерстяной ткани или плотной фланели. Одежда должна была служить долго и быть удобной. Стиль одежды Родченко на протяжении всей жизни - конструктивистский, универсальный для всех случаев. У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал - то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.

    Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле "Рено" она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.

    У каждого персонажа из круга Родченко - свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое».

    Александр Лаврентьев, искусствовед

    внук Александра Родченко и Варвары Степановой
     

    Об А. Родченко:

    В конце 1910-х годов Александр Родченко впервые заявляет о себе как художник-авангардист, работая с живописной плоскостью, линией и точкой. Спустя десятилетие он завершает этот этап творчества, демонстрируя на выставке «5х5=25» триптих «Три цвета. Желтый. Красный. Синий». Три квадратных холста, равномерно закрашенные монохромными цветами, становятся аллегорией Малевичу и его «Черному квадрату».
    В дальнейшем Родченко переходит к так называемому «производственному искусству». «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам» - позже писал он в своих дневниках. В ногу с революционной эпохой искусство должно стать более материальным и понятным, и одновременно внедрять передовые идеи в жизнь общества. Адекватным выразителем подобной эстетики становится плакат. Благодаря лаконичным цветам, блокам агитационных текстов и геометрическим композициям плакат одновременно информировал, просвещал и агитировал. Начало реализации революционных художественных идей в плакате положил совместный тандем Родченко и Владимира Маяковского. С 1923 года они создали более сотни рекламных листовок, плакатов, вывесок. Благодаря усилиям двух мастеров советская реклама 1923 – 1925 годов явилась образцом политического плаката конструктивизма.
    В то же время Родченко осваивает фотографию, вначале случайно, когда ему, как художнику и театральному декоратору, необходимо было фиксировать свои работы на пленку. Являясь ярким экспериментатором, Родченко обращается к жанрам портрета и репортажа, отказываясь от следования сложившимся традициям. В 1926 году он публикует свои первые снимки, ярко отразившие эксперименты автора с перспективой, ракурсом и точками зрения. Один и тот же предмет рассматривается стереоскопически – с различных углов зрения. Эти фотографии стали основой узнаваемого стиля художника. Работы Родченко стали визуальным манифестом нового общества, прославляя молодость, силу, здоровье нового человека. Мир его фотографий – прекрасная новая жизнь, полная энтузиазма и радости созидания. Уже при жизни Родченко его фотографии были широко известны за пределами СССР – с 1928 года они регулярно выставляются в галереях США, Европы и других стран. Творческое наследие Александра Родченко по сей день остается актуальным источником вдохновения для художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна.