ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки
  • Подвиг героев

     

     

    «Подвиг героев»

     

    Каждый год 9 мая наша страна отмечает Праздник Победы в Великой Отечественной войне. Самарский художественный музей подготовил виртуальную выставку «Подвиг героев». Это 60 работ живописи и графики из собрания музея, большая часть которых были созданы в годы войны.  Их авторы как ведущие, отмеченные государственными премиями советские мастера, москвичи и ленинградцы, так и местные, куйбышевские, художники. Некоторые произведения о Великой отечественной войне создавались непосредственно в Куйбышеве, другие были присланы на выставки из многих городов страны, часть работ явилась результатом поездок художников на фронт.

    В годы войны одной из главных тем в изобразительном искусстве стала тема подвига людей, как на фронтах, так и в тылу. Художники также стремились успеть запечатлеть портреты участников войны, которые каждый день совершали настоящий Подвиг – защищали свою Родину и завоевывали Победу.

    Живописное полотно Александра Викторовича Моравова (1878-1951так и называется  «Подвиг героя», здесь изображен боец, несущей на себе раненного товарища и пулемет.

    Картина Георгия Савицкого «По следам врага» написана в Куйбышеве зимой 1942 года.  Главный герой - старый колхозник завел фашистов к партизанам, повторив подвиг Ивана Сусанина.

    Картина «Оборона Ленинграда» принадлежит кисти известного художника Аристарха Лентулова. Она написана в 1942 году во время его эвакуации в Ульяновске. Мы видим спины моряков, которые стреляют по вражеским самолетам, защищая красивейший город, представленный как главный герой картины в виде величественной архитектурной панорамы, увенчанной куполом Исаакиевского собора.

    В ряде работ Исаак Цыбульник (1909-1986) изображает жизнь тылового Куйбышева в годы войны. Картина «Резервы» посвящена куйбышевским добровольцам, отправляющимся на фронт: они поднимаются с Волги по Ленинградскому спуску, направляясь на вокзал. На них еще нет военной формы, но все бытовые мелочи, связывающие людей с обыденной жизнью, уже ушли, уступив место боевой подтянутости будущих воинов.

    Летом 1943 года начинается активная помощь регионам, освобожденным от фашистских захватчиков. Смоленск становится подшефным города Куйбышева. Уже в августе были отправлены обозы с продовольствием, тысячи голов крупного рогатого скота. А в сентябре 1944 года отправлен специальный эшелон со строительными материалами и оборудованием. Об этом картина Соколова В.В. (1895-1971) «В помощь Смоленщине», 1944.

    В портретах военного времени нашел убедительное воплощение образ рядового бойца Красной Армии. В основном, они все писались с натуры.  Василий Михайлович Новожилов (1888-1959) успел изобразить танкиста Николая Быкова, который  погиб на подступах к Москве. 1942».

    Местом для настоящего подвига в годы Великой Отечественной войны стал тыл.         На Куйбышевской железной дороге были созданы воинские подразделения. Народный художник Василий Прокофьевич Ефанов (1900-1978) с конца 1941 г. жил на родине, в Куйбышеве. За 8 месяцев, проведенных в нашем городе, он создал более 20 картин. Среди них портрет железнодорожника А.М. Секретарева», чья смена  стала наиболее известной на станции «Куйбышев».

    Куйбышевский художник Владимир Вячеславович Соколов (1895-1971) создал живописную серию работ, посвященную жизни тылового города. Перед нами портрет его кисти стахановца-орденоносца станции Куйбышев Степанова, написанный в 1943 году. На груди героя орден Трудового Красного Знамени, которым награждали за большие трудовые заслуги в области производства.

    На портрете Алексея Михайловича Романова (1904-1988) изображен молодой человек, в свои годы уже ставший героем войны - танкист В.М. Корбут.

    Владимир Александрович Прибыловский (1919-1973) написал Героя Советского Союза, командира эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Гвардии капитан Марину Павловну Чечневу (1922-1984). Осенью 1941 года, когда стал формироваться женский авиационный полк, она одной из первых подала заявление.
    Фронтовое крещение лётчица получила в боях 1942 года в Донбассе. Марина Чечнева считалась одной из лучших и бесстрашных лётчиц полка. Ей поручались особо ответственные задания, в том числе дневная воздушная разведка. Всего она совершила 810 боевых вылетов.

    На портрете кисти Федора Александровича Модорова (1890-1957) изображен герой Советского Союза Юрий Николаевич Горбко (1908-1942), профессиональный военный летчик. С самого начала Великой Отечественной войны принимал участие в боях на Западном, Брянском и Юго-Западных фронтах. 27 мая 1942 года в районе Изюм-Барвенково самолёт Ю.Н. Горбко был подбит, загорелся и стал падать. Командир смог увести самолёт и посадить его в болоте. Экипажу самолёта удалось выжить, однако Горбко оказался прижатым к пилотному сиденью. Попытки вызволить его успеха не имели, и тогда Горбко передал членам экипажа свою медаль «Золотая Звезда» и документы, приказав им немедленно уходить. При взрыве топливных баков самолёта он погиб.

    В 1944 году Исаак Цыбульник (1909-1986) отправлен на фронт для сбора материала о героях-связистах. Художник сделал серию натурных зарисовок маршала Константина Рокоссовского, а впоследствии создал его живописный портрет. Специально К.К. Рокосовский никогда не позировал: И.П. Цыбульник сидел в блиндаже и писал маршала с натуры. Это происходило весной 1945 года, незадолго до Победы.

    В графике также представлены портреты героев, среди них образ молодой партизанки Шуры Желобовой. Девушка со Звездой Героя на груди, участница боев за Калинин. Это портрет  из цикла фронтовых рисунков Заслуженного деятеля искусств Алексея Михайловича Лаптева (1905-1965).

    Художник Александр Иосифович Волков (1896-1949) запечатлел простой и типичный для военных дней эпизод городской жизни: прохожие читают сводку информбюро. В суровых лицах людей, читающих ранним утром, по пути на работу, новую сводку о событиях на фронтах, художник передал волнение и тревогу, чувства и мысли, которыми жила вся страна. Рисунок "У сводки информбюро" относится к числу подлинных исторических документов, передающих дух времени, его тревоги и надежды, говорящих о людях тыла.

    Татьяна Алексеевна Еремина (1912-1995) в 1942 году создала серию акварелей «Москва в дни войны». Все листы выдержаны в духе сурового повествования о том, как живет военная Москва, где каждый по мере сил вносит свою лепту в оборону столицы: шли работы по маскировке стратегически важных объектов, во время постоянных налетов вражеской авиации шло дежурство на крышах домов, а метрополитен служил бомбоубежищем.

    Иван Степанович Астапов (1905-1982) - выдающийся советский художник-график, плакатист с 1931 года жил и работал в Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном городе. В 1943–1945 годах создал цикл автолитографий «Военный и послевоенный Ленинград». Тему города, окруженного вражескими войсками, мужественно выстоявшего в неравной борьбе и возродившегося после тяжелых событий 1940-х гг., пример этого - «Памятник Петру I» из альбома «Ленинград в дни блокады» 1943 года.

    Леонид Федорович Голованов (1904-1980) в годы войны был командирован в качестве фронтового художника в действующую армию, бывал на передовой вместе с пехотой, где в окопах и блиндажах делал эскизы, наброски и портретные зарисовки. Голованов побывал в 1942 году на Калининском фронте, в 1943 – на Юго-Западном и Харьковском, в 1944 – был Румынии, Пскове, в 1945 – в Вене, Праге, Берлине. Его работа 1944 года под названием «В суровом походе» мастерски передает атмосферу тех реалий: мы не просто видим изображение танков и солдат, а отчетливо слышим шум моторов и ливня, как лязгают гусеницы танков и хлюпает грязь под сапогами.

    Большое количество произведений художников эмоционально доносят до нашего времени о самых разных подвигах героев Великой Отечественной войны - всех тех, кто ковал Победу в тылу, кто спасал раненых, кто сражался на боевых полях, кто спасал памятники искусства – все они достойны Вечной памяти!

     

     

    ЖИВОПИСЬ        ГРАФИКА