ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Коллекция

    Большая часть памятников культуры и произведений искусства Японии датируются XIX веком.

                Наиболее представлено собрание фарфора и фаянса XIX века, включающее произведения мастерских Сацума, Хидзен, Кутании, особенно ценившихся европейцами и составлявших гордость коллекции Вакано.

                Прекрасный образец фарфоровой продукции Хидзен – большая ваза с крышкой, увенчанной шаром, с изображением растительных мотивов. Она расписана кобальтом, надглазурной краской с добавлением позолоты. Здесь выделены четыре крупных резерва  с мотивом цветущей вишни, зонтичной сосны и феникса. Ваза, по-видимому, является одной из парных, входивших в состав каминного набора, предгазначавшихся для вывоза в Европу.

                В коллекции представлены десятки изделий мастерских Сацума, Киото, покрытые глазурью цвета слоновой кости с мелкими трещинами – цеком, расписанные полихромными красками и золотом. Характерные мотивы росписей – орнаменты «парчовый стиль», батальные, жанровые сцены, эпизоды литературных произведений и фигуры святых. Массивная ваза формы «гуань» (Киото, XIX в.) запоминается спокойными линиями силуэта и оригинальной композицией, изображающей «сонм богов» во главе с Буддой и исполинским драконом.

                Фарфоровую статуэтку японки с веером в руке, одетую в роскошное узорное кимоно, выделяется плотная, яркая роспись и превосходно моделированный объем, характерные для изделий мастеров Кутании (XIXвек).

                Традиционный вид декоративно-прикладного искусства Японии – художественные лаки «маки -э» - широко представлен в музе экспонатами из собрания Вакано.

                Декор двух лаковых вазочек, построенный на сопоставлении черного фона с золотыми силуэтами бамбука, заставляет по-новому увидеть привычные мотивы. Круглая коробка с изображением хризантемы, изнутри покрытая крупинками серебра, чашки с росписью по золотому фону, оригинальные шкатулки благодаря золотому блеску производят впечатление ослепительной роскоши.

                Классические традиции изобразительного искусства Японии повлияли не только на живописный декор золотых лаков, но и на вышивку. В собрании музея имеется несколько ширм, соединивших различные приемы отделки – лак, живопись, ткачество и вышивку.

                Большая четырехстворчатая ширма (XIX в.) с изображением цветущей сливы и птиц на ветках, асимметрично заполняющих пространство, выделяется сложным сочетанием коричневых  и розовых тонов. Любовно вышитый каскад бутонов, раскрывающихся или слегка облетевших цветов создает незабываемый по красоте  образ японской природы, поэтически претворенной художником.

                Помимо живописи тушью, рисунков, акварелей, в японском собрании музея предоставлены также образцы знаменитой гравюры «укие-э» («картины повседневной жизни») XIXека.

                Наряду с работами неизвестных художников прошлого века особенно значительны гравюры Утагавы Тоекуни III, известного мастера первой половины XIXвека. В собрании музея он представлен ксилографиями, иллюстрирующими пьесы театра Кабуки. Среди них погрудные портреты («окуби-э») известных мастеров в гриме и театральном костюме, а также многофигурные композиции, представляющие сцены из пьес.

    XIX в.

    Перегородчатая эмаль

    XIX в.

    Фарфор, роспись.

    Начало ХХ в.

    Вышивка