В 1997 году вдова театрального художника Александра Павловича Васильева актриса Татьяна Ильинична Гулевич, и сын, историк моды Александр Александрович передали в дар Самарскому художественному музею более трехсот живописных работ и предметов из мастерской: эскизы театральных постановок и костюмов А.П. и А.А. Васильевых, костюмы, предметы быта, книги и фотографии конца XIX – начала ХХ века. Передав музею часть коллекции своей семьи, Александр Александрович Васильев положил начало создания фонда семьи Васильевых и театрально-декорационного искусства Самары.
Фото из семейного архива Васильевых к. XIX- нач. XXвека
Александр Павлович Васильев (11 января 1911, Самара – 10 ноября 1990, Москва) - театральный художник, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Родился в Самаре, в семье статского советника, инспектора судоходного надзора А.П. Васильева и Нины Александровны Брызжевой, дочери тульского генерала. Юность Александра Павловича прошла в общение такого мастера, как М.В. Нестеров, который оказал колоссальное влияние на становлении юного художника и в 1926 г. Александр Павлович поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года.После окончания училища юный художник работал в провинциальных драмтеатрах: Архангельска, Владивостока, Кирова, Куйбышева и Ростова-на-Дону. В 1932 г. Александр Павлович на сцене Самарского краевого драматического театра (ныне Самарский академический театр драмы им. М. Горького) оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» Иосифа Прута, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского. Оформление этих спектаклей принесли молодому сценографу грандиозный успех. Именно тогда у Васильева родились два художественных приема освоения сцены - ассоциативный, образно-символический и жанрово-повествовательный.
В годы Великой Отечественной войны А.П. Васильев стал главным художником фронтовых театров Всероссийского театрального общества, в это время он изобрел систему разборных декораций.
В 1945 году А.П. Васильев начал работать в столичных театрах, в 1947 вступил в Союз художников СССР. С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М.Н. Ермоловой, ставил спектакли во МХАТе и оформлял 2-й этаж павильона СССР на Всемирной выставке в Осаке, с 1954 года являлся главным художником Театра им. Моссовета. Им созданы декорации ко многим спектаклям, «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты, «Леший» А. Чехова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Милый лжец» Дж. Килти, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Последняя жертва» А. Островскогои т.д.
Небывалый творческий прорыв сценографа проявился в декорациях к постановке «Петербургские сновидения» по мотивам «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского («У Екатерины Ивановны, 1966 г.»; «Поиски образа спектакля № 2, 1965).Художник построил сценическое пространство, наделяя его всевозможными архитектурными средствами, тем самым смог передать глубину постижения одного из самых сложных романов великого исследователя русской души.
Помимо сценографии, А.П. Васильев часто обращался к станковой живописи и графике. Им созданы выразительные, зачастую театрализованные портреты, пейзажи, интерьеры, натюрморты.
Одной из важных тем его творчества стала тема человеческого одиночества, в том числе тема безысходной одинокой старости («Сверстница», 1977; Весна, 1978). Цикл его работ «Отшельники» являет яркие и выразительные социальные типы, тонко подмеченные автором («Отшельник Боб», 1978; «Художник», 1978, «Боря», 1978).
Серия портретов современников отражает дух времени и характеры окружавших художника людей («Портрет художника», 1985; «Портрет Ольги Васильевой в театральном костюме», 1979; «Портрет девушки», 1979). Портретов сына, известного историка моды Александра Васильева, всего шесть. Один из них находится в нашем собрании. Как говорит Александр Александрович, что лучше, чем отец, его не смог написать никто, поскольку он его детище во всех смыслах.
Часто Александр Павлович обращался к пейзажу «без актера», то есть без присутствия человека, чистому пейзажу, так как они позволяют зрителю окунуться в мир творческих поездок и вместе с автором побывать в Нидерландах («Вспоминая Амстердам», 1986), Японии («Токио», 1984, «Экспо-70. Осака», 1971), Афганистане («Кабул. Базарная улица», 1967), Канаде («Мост в Монреале», 1967), проникнуться атмосферой праздника и путешествия.
На натюрмортах А.П. Васильева с особым вниманием и любовью изображены букеты полевых цветов («Полевые букеты и два помидора», 1980), предметы из мастерской художника, что подчеркивают интерес живописца к обычному миру вещей, в которых он видит нечто необычное, раскрывает их природу, их «душу».
В любом его произведении чувствуется сценограф. Пластика и пропорции любого предмета, пространство картины создают впечатление организованной мизансцены. Формы сжимаются, увеличиваются, искажаются в зависимости от требований сценической перспективы, от роли предмета в сценическом действии. Художник создает собственный театр, где сам является автором, режиссером и исполнителем.
Ярким выражением подобного отношения к живописи стала серия середины 1970-х годов с «балбетками», выдуманными А.П. Васильевым персонажами. Это предметы различной формы, выточенные из дерева и раскрашенные художником, напоминают кегли или кухонную утварь. В их названии объединены два понятия: «балбес» и «бабетка» — шляпка, модная в 1960-е. «Балбетки» играют в картинах А.П. Васильева самые разные роли: то служат частью натюрморта, то выступают в качестве гротескных обитателей «человеческого» мира. С их помощью художник наедине с собой разыгрывает пьесы в собственном театре. В серии ироничных фантазийных работ, показывающих вымышленную страну Балбетинию, внимательный зритель легко узнает пародию на реальный мир с его сложными отношениями и жизненными ситуациями.
Театральную коллекцию музея дополняют работы Александра Васильева-младшего, историка моды, театрального художника, дизайнера интерьеров, коллекционера, искусствоведа. Работы Александра Васильева отличаются собственным, узнаваемым стилем, гротескной выразительностью. В собрании представлены эскизы костюмов к балетам «Спящая красавица» П.И. Чаковского (Анкара, Турция, 1993), «Золушка» С.С. Прокофьева (Цинциннати, штат Огайо, США, 1995), «Баядерка» Л. Минкуса (Анкара, Турция, 1997) и опере А.П. Бородина «Князь Игорь» (Сантьяго, Чили, 1994). Эскизы костюмов решены в уникальной художественной манере с использованием аппликаций и образцов тканей.
Украшением театральной коллекции являются костюмы, созданные А.А. Васильевым в