Коллекция русского авангарда 1910-1920-х гг. - гордость Самарского художественного музея и одно из его главных достояний, объехавшее весь мир.
«Натюрморт с глоксиниями» П.П.Кончаловского, написанный широко и пастозно, утверждает красочное, вещественное изобилие мира. Влияние творчества Сезанна и Ван Гога своеобразно сочетается здесь с интересом автора, одного из ведущих мастеров группировки «Бубновый валет», к русскому народному искусству.
Несомненным шедевром является «Пейзаж с красным домом» А.В. Лентулова. Произведение не датировано, но по ряду признаков относится к работам, исполненным художником в 1917 году в Новом Иерусалиме под Москвой. Здесь изображены обычные городские задворки, однако вполне тривиальный мотив подвергся эпатажному отстранению, перед зрителем разыгрывается некое театрализованное действо, решенное в кубистической манере. Своего рода героиней картины стала тянущаяся из-за деревьев башенка-голубятня, отслеживающая зрителя своими подслеповатыми глазами-окнами.
Световой фантасмагорией привлекает «Фантастический пейзаж» («Эчмиадзин») Г.Б. Якулова. В этой работе явственно ощутима близость автора к символизму и практике группировки «Голубая роза». В будто граненом, сияющем пространстве мира вода и небо отражаются друг в друге, звучит «музыка сфер», прославляя небесного Творца.
М.В. Ле Дантю был творческим соратником М.Ф.Ларионова. Сохранилось немного его работ, тем большую ценность имеет собрание нашего музея, состоящее из пяти произведений. Изображение в работах Ле Дантю выстраивают световые лучи, как бы прорывающиеся сквозь дробящееся на множество осколков стекло. Автор оперирует преимущественно оттенками синего или зеленовато-серого и коричневого цветов. Формы демонстративно архаизированы, по-примитивистски грубоваты и выразительны («Портрет Фабри», «Дама в кафе», «Кожевники на Куре»).
Без сомнения, к числу самых загадочных произведений авангарда в нашей коллекции относится исполненная в кубофутуристическом духе «Жизнь в большой гостинице» К.С.Малевича. Полотно было записано в книги вначале как работа неизвестного художника витебской школы. Позже ученым секретарем Эрмитажа М.Философовым, сосланным в Куйбышев из Ленинграда в 1930-е годы, было высказано предположение о принадлежности холста кисти Малевича. И все же сомнения в авторстве оставались. Однако в результате фотографирования специальной цифровой камерой в нижней части картины была распознана подпись художника, что и дало основания подтвердить авторство.
Из одиннадцати произведений О.Розановой, поступивших в начале 1920-х, до нас дошли шесть ее работ. Они последовательно отражают эволюцию творческого видения замечательной художницы в диапазоне от неопримитивистского
«Бульвара» (1911-12) до супрематического «Полета аэроплана» 1916 года. Бесспорным шедевром среди этих работ является картина «Пожар в городе» 1913 года, одно из немногих произведений во всем русском искусстве, целиком исполненное в футуристической стилистике. Картина написана на листе жести. Своеобразным ключом к расшифровке композиции является силуэт красно-желтого трамвая, мчащегося из правого нижнего угла к центру. Как бы ввинчиваясь в городской ландшафт, он приводит его в состояние вращения. Здесь создан динамический образ современного города-карусели, каким его представляли футуристы в начале ХХ века.