ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Коллекция

    Коллекция  русского авангарда 1910-1920-х гг. - гордость Самарского художественного музея и одно из его главных достояний, объехавшее весь мир.

    «Натюрморт с глоксиниями» П.П.Кончаловского, написанный широко и пастозно, утверждает красочное, вещественное изобилие мира. Влияние творчества Сезанна и Ван Гога своеобразно сочетается здесь с интересом автора, одного из ведущих мастеров группировки «Бубновый валет», к русскому народному искусству.

    Несомненным шедевром является «Пейзаж с красным домом» А.В. Лентулова. Произведение не датировано, но по ряду признаков относится к работам, исполненным художником  в 1917 году в  Новом Иерусалиме под Москвой. Здесь изображены обычные городские задворки, однако вполне тривиальный мотив подвергся эпатажному отстранению, перед зрителем разыгрывается некое театрализованное  действо, решенное в кубистической манере. Своего рода героиней картины стала тянущаяся из-за деревьев башенка-голубятня, отслеживающая зрителя своими подслеповатыми глазами-окнами.

    Световой фантасмагорией привлекает «Фантастический пейзаж» («Эчмиадзин») Г.Б. Якулова. В этой работе явственно  ощутима близость автора к символизму и практике группировки «Голубая роза». В будто  граненом, сияющем  пространстве мира вода и небо отражаются друг в друге,  звучит «музыка сфер», прославляя небесного Творца. 

    М.В. Ле Дантю был творческим соратником М.Ф.Ларионова. Сохранилось немного его работ, тем большую ценность имеет собрание нашего музея, состоящее из пяти произведений. Изображение в работах Ле Дантю  выстраивают световые лучи, как бы  прорывающиеся  сквозь  дробящееся на множество осколков стекло. Автор оперирует  преимущественно оттенками   синего  или зеленовато-серого и коричневого цветов. Формы демонстративно архаизированы, по-примитивистски грубоваты и выразительны («Портрет Фабри», «Дама в кафе», «Кожевники на Куре»).    

    Без сомнения, к числу самых загадочных произведений авангарда в нашей коллекции относится исполненная в кубофутуристическом духе  «Жизнь в большой гостинице» К.С.Малевича. Полотно было записано в книги вначале как работа неизвестного художника  витебской школы. Позже ученым секретарем Эрмитажа М.Философовым, сосланным в Куйбышев из Ленинграда в 1930-е годы, было высказано предположение о принадлежности холста кисти Малевича. И все же сомнения в авторстве оставались. Однако в результате  фотографирования специальной цифровой камерой в  нижней части картины была распознана  подпись  художника, что и дало основания подтвердить авторство.

    Из одиннадцати произведений О.Розановой, поступивших в начале 1920-х, до нас дошли шесть ее работ. Они последовательно отражают эволюцию творческого видения замечательной художницы в диапазоне от неопримитивистского  «Бульвара»  (1911-12) до супрематического «Полета аэроплана» 1916 года. Бесспорным шедевром среди этих работ является картина  «Пожар в городе» 1913 года, одно из немногих произведений во всем русском искусстве, целиком исполненное в футуристической стилистике. Картина написана на листе жести. Своеобразным ключом к расшифровке композиции является силуэт красно-желтого трамвая, мчащегося из правого нижнего угла к центру. Как бы ввинчиваясь в городской ландшафт, он приводит его в состояние вращения. Здесь создан динамический образ современного города-карусели, каким его представляли футуристы в начале ХХ века.

    Колобов Даниил Леонидович

    1920-е

    Холст, масло

    Страницы: 1 2 3 4