ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Коллекция

    Восточное собрание музея дополняют коллекции декоративно-прикладного искусства Индии XVIII - XIX веков.

    Здесь представлены изделия, выполненные в различных техниках обработки металла - насечке, гравировке, чеканке, инкрустации. Но наиболее значительные экспонаты - сосуды, декорированные в специфической индийской технике - бидри. Особенность изделий бидри состоит в соединении матового черного цвета поверхности с узорной инкрустацией серебром и золотом. Центром их производства был город Бидару близ Хайдарабада.

    Значительное место в коллекции занимают ткани. Изготовленные вручную на станках, они отличаются большим разнообразием. Тончайшие шелковые сари, покрывала, занавесы, платки, ковры, украшены вышивкой, набойкой и необычно насыщены по цвету.

    В прикладном искусстве Индии техника инкрустации цветными металлами, полудрагоценными камнями, слоновой костью и перламутром достигла необычайных высот. Оригинальная подставка под рукопись XVIII века украшена затейливыми орнаментальными и сюжетными инкрустациями из слоновой кости, перламутра с изображением модифицированного священного древа, людей, животных и фантастических птиц.

    Особую группу составляют десять миниатюр XVIII - XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора.

    Две миниатюры относятся к знаменитой могольской школе. Это миниатюры позднего периода - XVIII – 1 пол. XIX века. Изящество рисунка, тонкая работа кисти, нежные пастельные цвета - характерные особенности могольской школы - проявились в работе с изображением дворцовой сцены (XVIII век).

    Выдающееся место в могольской школе принадлежит портретному жанру, который на протяжении десятилетий сформировал свои каноны, чаще всего это были портреты правителей или вельмож. «Портрет Бахадур-шаха на троне в окружении подданных», последнего правителя великой династии, отмечен точностью портретных характеристик, ювелирной отделкой деталей. Неизвестный художник с большим вниманием прописал многокрасочную парадную одежду людей и пышное убранство интерьера. Сверху надпись: «Портрет Мухаммед Бахадур шаха - падишаха гази» («газа» - борец за веру).

    Ярко и непосредственно воплощали религиозные сюжеты и сцены придворной жизни художники Раджастхана. Одна из миниатюр относится к излюбленной сюжетной теме сказаний о Кришне, где художник свободно проявил свою фантазию, разделив плоскость картины на шесть самостоятельных частей.

    Лучшая миниатюра этой школы представляет одну из сцен вечернего отдыха с изображением раджпутской принцессы, сидящей на террасе дворца и наслаждающейся искусством придворных музыкантш и танцовщиц.

                Интересна миниатюра сикхской школы, сформировавшейся на территории северных княжеств Индии, управляемых сикхами. Знатный сикх в парадных одеждах запечатлен поклоняющимся Кришне.

    Одна из миниатюр относится к школе Пахари («горная школа»). Красота предгорьев Гималаев вдохновляла художников на создание безмятежных и величественных образов.

    Следует отметить, что миниатюрная живопись горных областей Индии - Пахари, стала известна ценителям после 1910 года. В собрании А. фон Вакано произведений этой школы появились раньше, став подлинным украшением коллекции индийской живописи.    Коллекция восточного искусства в Самарском художественном музее насчитывает около полутора тысяч памятников. Единственное в Волжском регионе собрание Востока  имеет постоянные экспозиции в залах музея.