ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Коллекция

    Китайская цивилизация одна из древнейших, на протяжении веков она создавала неповторимое по красоте и своеобразию искусство, отличающееся приверженностью к сохранению традиций. Замечательные памятники древнего и средневекового Китая являются гордостью восточного собрания музея.

    Древнейший экспонат коллекции – жертвенный ритуальный сосуд типа «Цзюэ» (середина второго тысячелетия до нашей эры) отличает характерный меандровидный «узор грома» - «лэйвень».

    С VI века н.э. в Китае широкое распространение получило буддийское вероучение. Небольшая бронзовая композиция с изображением Будды-Шакьямуни с двумя бодхисатвами – прекрасный образец китайской бронзовой пластики середины I тысячелетия нашей эры, характеризуется обобщенностью образа и мягкой моделировкой формы.

    Период династии Мин (1368- 1644) - наиболее примечательный в китайской истории, именно тогда быт в Китае был наполнен изысканными, эстетически переработанными до мелочей произведениями искусства, именно тогда культура и искусство страны переживали пору расцвета.

    Яркий образец керамики Мин – «Черепица для крыши» в виде чешуйчатого дракона, покрытая желтой глазурью.

    С мастерством резчиков по камню эпохи Мин, их возможностями обыгрывать природные свойства материала знакомит небольшая «Фигурка льва с львенком», сделанная из куска серого нефрита - камня с древнейших времен почитавшегося в Китае за твердость, почти равную стали, считавшегося священным.

    Лучшая часть собрания художественной бронзы связана с периодом Мин. Черты неповторимой самобытности ярко проявились в разнообразных формах и декоре курильниц. Хорошее владение материалом выражено в курильнице «Гуй» полусферической формы с двумя скульптурными ручками в виде драконьих голов. Темная патинированная бронза покрыта причудливым рисунком из серебра. Эта курильница, скорее всего, является поздним отливом, воспроизводящим более раннее произведение декоративно-прикладного искусства. Курильница в виде мифологического существа – единорога «Цилиня» с откидывающейся крышкой – яркий образец минской эпохи.

    В искусстве Китая периода Цин (1644 –1911) при маньчжурских правителях живопись отошла на второй план, уступив место декоративно- прикладному искусству как главному виду искусства. В период правления императора Канси (1662 –1722 ), владевшего комплексом китайской учености, развиваясь в рамках старых традиций и канонов, декоративно-прикладное искусство переживает значительный подъем.

    Памятники искусства этого времени широко представлены в экспозиции музея. Это образцы ткачества, вышивки, небольшая по объему, но достаточно разнообразная коллекция мебели - табуреты, столики, подставки под вазы, шкаф.

    Деревянная резная пластика - древнейший вид искусства Китая. Две фигурки даосских святых (мужская и женская, XVIII век) с остатками золотого лака на поверхности исполнены живой непосредственности.

    Исключительный интерес представляет собрание фарфора XVII – XVIII веков, отличающегося белизной черепка, разнообразием форм и красочностью росписи.

    Если в период правления династии Мин характерной особенностью фарфора было преобладание подглазурной кобальтовой росписи, то во время правления императора Канси (1662 –1722) продукция приобретает большое разнообразие декора.

    Различные цветовые сочетания в росписи фарфора в Европе имеют названия семейств фарфоровых изделий, большая часть их появилась в период правления Канси – Юнжэн (1662 –1735).

    «Зеленое семейство» фарфоровых изделий представлено рядом интересных образцов - вазой, тазиком для бритья, но наиболее выразительными являются две тарелки - с изображением пейзажа «горы и воды» и мотива «цветы и птицы».

                «Голубое семейство» включает в себя три вазы, каждая имеет свой оттенок кобальта - от фиолетового до голубого.

    Любопытна тарелка на сюжет романа Цао Сюэ-Циня «Сон в красном тереме» (XVIII век), декорированная тонким рисунком в красной гамме.

    Замечательный пример «черного семейства» - ваза формы «гуань». Эта работа является украшением нашей коллекции.

    Редкий образец фарфора периода Канси представляет ваза, покрытая черной блестящей глазурью и украшенная тонкой росписью золотом (изображение благопожелательных символов).

    «Ваза с фениксами» из коллекции А. фон Вакано, декорированная подглазурным кобальтом в виде горизонтальных поясков орнамента с изображением листьев лотоса, грибов «ли чжи», цветов пиона «мудань» и фениксов «фенхуан» - символов долголетия, счастья и богатства, отличается ярким глубоким синим тоном кобальта, богатством оттенков и высоким мастерством тонкого рисунка.

    Скромная коллекция китайской живописи (около десятка свитков) включает работы художников XVII - XIX века. Особенно интересны два свитка конца XVIII - начала XIX веков, посвященные героям известного романа Цао Сюэ-Циня «Сон в красном тереме» («История камня»). В этом романе прослежена судьба трех поколений китайской аристократической семьи - от ее возвышения до трагического финала. В основе сюжета история любви прекрасного юноши Цзя Бао-юйя к нежной и хрупкой Линь Дай-юй, но в целом это - великолепно написанная бытовая хроника, послужившая темой для множества произведений искусства. Действие романа развертывается в пределах сада с поэтическим названием «Сад Великого созерцания». Оба свитка написаны в традиционной манере «гунби» («тщательная кисть») и являют аккуратный, с прорисовкой до мелочей стиль письма, включающий множество деталей, а также большое количество орнаментальных узоров на одежде.

    В китайской коллекции музея следует также выделить небольшое собрание народных лубочных картин, привезенных из Харбина в 1917 году самарским художником В.А. Михайловым.

    С мастерством резчиков по камню и кости, их умению обыграть природные свойства материала знакомят нефритовые пластинки, статуэтки, стаканчики для кистей, сосуды для промывки кистей, настольные украшения, заготовки для печатей. Оригинальные настольные экраны из слоновой кости XVIII века, входившие в число предметов, предназначенных для стола ученного (из собрания А. Вакано), украшены ажурной резьбой и рельефным изображением пейзажа. На обороте каждого из них нанесены поэтические строки: «На какой бы струне ни играть - все поет о счастье двух молодых» и «Сын, почитающий отца, славится навеки».

    Художественные эмали в собрании музея представляют разные техники. Расписные эмали немногочисленны. Привлекают внимание тонкой, почти миниатюрной проработкой деталей овальная крышка от коробочки с изображением сидящей на террасе девушки в пурпурно-синих одеждах с веером в руке – героини упомянутого выше романа и две богато орнаментированные вазочки XVIII века.

    Резьба по дереву – один из древнейших видов народного творчества Китая. Композиция «Монастырь в горах» (XVIII в.) создана из корня бамбука и представляет настольную скульптуру, украшенную резьбой - сценками жизни горного монастыря.

    В коллекции музея имеются несколько экземпляров китайской вышивки. Самые ценные - два небольших панно «Мальчик и бабочки»», где мы видим малыша, стоящего на листе лотоса в окружении бабочек. Вышитое гладью изображение на парных панно расположено на блестящем золотистом фоне, решенном в технике лицевого шитья (когда нить, обернутая золоченой бумагой, прикрепляется с лицевой стороны). Эти произведения «живописи шелком» созданы в XVIII веке.

    Коллекция китайского искусства XIX века отличается разнообразием техник и большим количеством произведений. Сюда входит также небольшой раздел китайской мебели. Это столики причудливого силуэта, подставки под вазы, садовые табуреты из дерева, инкрустированные перламутром, мрамором или покрыты цветными лаками. Яркий пример мастерства китайских резчиков по дереву – шкаф XIX века (остров Рюкю?), все части которого - панели, филенки, дверцы, стойки - покрыты изящной резьбой. Производство лаковых изделий было довольно трудоемким и дорогостоящим, и данный шкафчик являет пример имитации резьбы по лаку, но само качество обработки материала - то меандровидными поясками орнамента, то сплошными цветочными полями - в сочетании с сюжетными мотивами на темы жизни святых производит неизгладимое впечатление.

    В комплекте к шкафу прилагается подарочный набор красного цвета, состоящий из подставки, шкатулки, подносика и тарелочки – редкие памятники в собраниях России.

    Китайская коллекция Самарского областного художественного музея небольшая, но по-своему интересная, по ней можно составить представление о важнейших тенденциях китайского классического искусства.

    XIХ в.

    Дерево, резьба, инкрустация, литье

    XVIII в.

    Фарфор, роспись подглазурым кобальтом

    XIX в.

    Фарфор, роспись

    XIX в.

    Фарфор, роспись

    XIX в.

    Дерево, резьба