ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Коллекция

    В экспозиции музея  широко представлено искусство 2 половины Х1Х века. Классицизм к этому времени  переродился в академизм - набор штампов, формально воспроизводящих основные классицистические каноны. Полотно воспитанника Академии М.И.Пескова «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» (1861), удостоенное  2-й золотой медали, содержит в себе многие признаки академической живописи.  Композиция картины построена по принципу театральной мизансцены, у всех персонажей  унифицированный «классицистический» тип лиц, условен и темный, коричневато-желтый колорит. Однако здесь угадываются и  некоторые новые тенденции: в основе композиции  -  уже не отвлеченный мифологический сюжет, но события отечественной истории, для  воплощения которых автором использованы русские типажи и национальные костюмы.    

    Все же подобная половинчатость не устраивала  молодых воспитанников Академии, увлеченных идеями критического реализма.  В 1863 году, отказавшись держать конкурс на получение Большой золотой медали, Песков в числе четырнадцати «протестантов» во главе с И.Н.Крамским демонстративно покинул Академию. Единомышленники основали Артель художников, которая в определенной мере стала предтечей Товарищества передвижных художественных выставок – первого независимого художественного объединения в России.

    Главенствующую роль в живописи передвижников по праву играл бытовой жанр, позволяющий художнику точно расставить акценты, выразить гражданскую позицию по отношению к наболевшим вопросам времени. Картина Н.А. Ярошенко «Слепцы» (1879) экспонировалась на VIIпередвижной выставке. Композиционно она близка репинским «Бурлакам на Волге»: надвигаясь из глубины, цепочка нищих-слепцов следует из Киево-Печерской Лавры по берегу Днепра с богомолья. Однообразие проходящих перед нами незрячих лиц воспринимается как осознанный прием, подчеркивающий двойную обделенность этих людей – как природой, так и обществом.

    Музей располагает богатым собранием произведений передвижника В.Е. Маковского. Самарские меценаты супруги П.И. и В.Л. Шихобаловы были лично знакомы с художником. Полотна Маковского, относящиеся к 1890-1900-м годам, построены на основе интригующего зрителя сюжета, драматических бытовых коллизий. В картине «Две матери. Мать приемная и родная» художник делает нас свидетелями драматического события: в семью, взявшую ребенка из приюта, неожиданно является его родная мать и требует вернуть сына. Автор играет на контрасте социального положения персонажей, сталкивая в бытовой коллизии представителей разных слоев российского общества - интеллигенции и пролетариата (не случайно на голове женщины-работницы – косынка красного цвета, который в то время воспринимался как цвет русской революции). 

    Особо ценную часть коллекции составляют произведения В.Д. Поленова. Картины цикла «Из жизни Христа» (1890 - 1900-е годы) - «Решили идти», «Возвестила радость плачущим» и этюд к картине «Привели детей» - решены в пленэрном ключе. Они воспринимаются как лирически окрашенные сцены, в которых выражена гармония человека с окружающим миром, пронизанным светом и воздухом пейзажем Палестины, а образу Христа придан вполне земной характер.

    Творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова некоторыми своими гранями оказалось тесно сближенным с нашим краем. Оба художника неоднократно бывали в Самаре. И.Е. Репин впервые приезжал сюда летом 1870 года, в период работы над картиной «Бурлаки на Волге» (и ненадолго -  в  1872-м).  Вместе с художниками Ф.А.Васильевым и И.К.Макаровым он останавливался в селе Ширяев Буерак, где и был написан  «Волжский пейзаж с лодками» (1870) - с изображением Царева кургана. Ко времени создания исторического полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» относится работа «По следу» (1881), в которой Репин изобразил запорожского казака, выслеживающего врага на острове Хортица.

    Картины – «Композитор А.Г. Рубинштейн» (1909 - 1915) и «Бельгийский король Альберт» (1914) представляют интерес как поздние произведения мастера, активно использующего в своем творчестве достижения современной живописи. Они происходят из собрания супругов Шихобаловых. Репин работает в духе импрессионизма - передает свечение толщи воздуха, смягчает контуры фигуры, высветляет краски.

    В портрете знаменитого композитора и дирижера А. Рубинштейна налицо эффект яркой репрезентативности - за счет низкой точки зрения и подчеркнутой торжественности золотисто-красного колорита. Во внешности знаменитого композитора проскальзывает сходство со львом: Репин сделал это намеренно. Этот как бы театрализованный  портрет - третье по счету в творчестве Репина изображение выдающегося композитора.

    В.И. Суриков впервые приезжал в Самару лечиться кумысом, он неоднократно бывал в нашем городе и  подружился со многими представителями культурной общественности.

    Произведения Сурикова  относятся к разным периодам его творчества. Это этюды к картинам «Переход А.В. Суворова через Альпы» («Суворовский солдат», 1898); «Степан Разин» (три работы, среди них – «Перс», 1902),; а также «Посещение царевной женского монастыря» («Голова царевны», 1910).  

    Русское искусство конца XIX - начала XX века представлено в собрании полнее предшествующих периодов: формирование этого раздела коллекции пришлось на 1890 - 1900-е годы, когда был основан художественный отдел при самарском Публичном музее, и на призыв передать в дар свои произведения откликнулись многие русские художники.

    Проникновенный образ увядающей осенней природы создал  И.И. Левитан, ученик А.К.Саврасова, в картине   «Октябрь» (1891). Полотно написано на основе сделанной с натуры акварели, хранящейся в собрании Третьяковской галереи.

    «Портрет М.Я. Ван-Зандт», американской  певицы, гастролировавшей в Европе, в том числе и в России, в частной опере Саввы Мамонтова, работы В.А. Серова (1886), остался неоконченным. По свидетельству И.Э. Грабаря, молодой, избалованной певице наскучило позировать начинающему художнику, делавшему много сеансов.  Несмотря на это, в трактовке образа молодой женщины  уже намечены черты, которые далее будут развиты в таких  шедеврах молодого Серова,  как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем».

    К.А. Коровина с полным правом называют живописцем «отрадного». В собрании находятся три работы К.А.Коровина, из которых особенно привлекают картина «Хозяйка» («Женщина с вином») (1897). Эта работа  несет в себе черты как портретного, так и бытового и пейзажного жанров. Подобное синтетическое сращение жанров весьма характерно для искусства рубежа веков. Импрессионизм Коровина здесь еще не обрел виртуозно-размашистого характера, свойственного произведениям 1910-х годов. Картина проникнута радостным чувством приятия каждого мгновения бытия.

    «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» (1907) Б.М.Кустодиева явственно продолжает серовско-коровинскую линию «отрадного» в ХХ веке. Героиня портрета – маленькая, задорная девочка, с трудом удерживаясь на одном месте, позирует художнику рядом с большой черной собакой. Этот шедевр воспринимается сейчас как «визитная карточка» замечательного собрания Самарского художественного музея.

    К оригинальному варианту искусства национального романтизма относятся работы М.В. Нестерова - этюд к картине «Юность Сергия» (1891) и «Старец» (1914 - 1916). Первая из них была прислана автором в ответ на призыв самарских художников передать произведения в дар только что созданному художественному отделу. Картина «Старец» происходит из собрания супругов Шихобаловых. Квадратная по форме, со стеной елей, вырастающих как бы параллельно плоскости холста, эта картина, представляющая собой, по сути, декоративное панно в стиле модерн. 

    Своим загадочным, сумеречным настроем привлекает похожее на старинный гобелен полотно ученика Куинджи К.Ф.Богаевского «Поток» (1908), решенное в духе символизма.

    И.И. Шишкин

    1890

    Холст, масло.

    В.Е. Маковский

    1905-1906

    Холст, масло.

    Куинджи А.И.

    Холст, масло.

    Б.М. Кустодиев

    1907

    Холст, масло.

    Н.А. Ярошенко

    1879

    Холст, масло.

    К.Ф. Богаевский

    1908

    Холст, масло.

    И.Е. Репин

    1909 - 1915

    Холст, масло.

    В.Е. Маковский

    1876

    Холст, масло.

    Маковский Константин Егорович

    1904

    Холст, масло

    Крыжицкий К.Я.

    1908

    Холст, масло

    Жуковский Станислав Юлианович (1873 – 1944)

    1913

    Холст, масло

    Абрам Ефимович Архипов

    1890-е

    Николай Николаевич Ге

    1873

    Коровин Константин Алексеевич

    1914

    Страницы: 1 2 3 4 5 6