1907
Холст, масло. 100х80 см.
Борис Михайлович Кустодиев – выдающийся русский художник, ученик Ильи Ефимовича Репина, автор ярких, жизнеутверждающих произведений, посвященных теме народного праздника. В первой половине своего творческого пути он создал ряд замечательных портретных работ.
На портрете изображена любимая модель художника – дочь Ирина. Первое ее изображение художник сделал вскоре после ее рождения, последнее - за день до своей смерти. Актриса Ирина Борисовна Кустодиева (1905-1981) во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Куйбышеве, работа была приобретена у нее Куйбышевским художественным музеем в 1943 году.
«Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» 1907 года, решенный в пленэрном ключе, явственно продолжает линию «отрадного» в ХХ веке, которая была ключевой в раннем творчестве Серова в его работах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», а также в «Портрете Симонович» Коровина и картинах многих других мастеров «Союза русских художников». Маленькая задорная девочка, опирающаяся на большую черную собаку, весело смотрит на зрителя, в мире по ту сторону холста сквозят радость и беззаботность. Их фигуры как бы выхвачены из процесса живой игры - кажется, что автору стоило большого труда удержать на месте свои модели. В то же время работе присущи и особая торжественность, даже своего рода парадность. Кустодиев трактует свой портрет как завуалированный отклик на веласкиевские портреты инфанты Маргариты, которые произвели на него неизгладимое впечатление во время поездки в Испанию. Это замечательное произведение является как бы визитной карточкой нашего музея.
******************************************************************
"Portrait of Irina Kustodiev with the dog Shumka" (1907) by B.M. Kustodiev clearly continues Korovin's and Serov's style in the XX century. This remarkable work is like a hallmark of the museum, claiming the life of joy and serenity. Little playful girl and a big black dog seem to be briefly paused before the audience, in front of them - there's a light joyful day. Kustodiev treats this work as a veiled response to the portraits of the Infanta Margarita by Velazquez, that made a lasting impression on him during a trip to Spain.