1879
Холст, масло. 95х140 см.
Николай Александрович Ярошенко был военным по образованию и по службе. Однако главным делом его жизни стала живопись. В 1878 году он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В отличие от большинства передвижников, посвящавших свои работы крестьянской теме, Ярошенко изображал представителей рабочего класса и революционного студенчества в работах «Кочегар», «Студент», «Курсистка». Он привлек внимание современников к судьбам узников тюрем, следующих по этапу арестантов - картины «Заключённый», «Всюду жизнь». Полотно «Слепцы» 1879 года композиционно близко репинским «Бурлакам на Волге»: ясным летним вечером, появляясь из глубины пейзажа, серая цепочка нищих-слепцов следует по берегу Днепра из Киево-Печерской лавры с богомолья. Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими глазами людей, обделенных и природой, и обществом, воспринимается как осознанный авторский прием. И лишь присутствие зрячих ребенка-поводыря и маленькой девочки на руках у слепой матери вносит в картину некую светлую ноту. В Самарский художественный музей картина поступила из коллекции самарских купцов-меценатов супругов П.И. и В.Л. Шихобаловых.
******************************************************************
Museum’s collection of the Russian art of the 1850-1900s isthorough and complete. The museum has masterpieces of the most famous Russian artists of that period - Nikolai Yaroshenko, Ilya Repin and Vladimir Makovsky.
Leading role in the exhibition of paintings by the Wanderers is played by the domestic genre. The "Blind" (1879) by Nikolai Yaroshenko was exhibited at the VII traveling exhibition. Compositionally, it is close to Repin's "Barge Haulers": moving from the depths, a chain of blind beggars passes in front of the audience from right to left along the banks of the Dnieper. Over the hill there are domes of Kiev-Pechersk Lavra, where the poor went on a pilgrimage. The work is performed with accusatory pathos, there are no vivid, memorable images; In contrast, the similarity of the blind passing before our eyes is seen as a conscious reception, emphasizing double deprivation (nature and society) of these unfortunate people. The "Blind" came to the museum collection from Samara merchant patrons, spouses Pavel and Vera Shikhobalovs.