ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Коллекция

    В постоянную экспозицию западноевропейского искусства включены живопись, скульптура, декоративо-прикладное искусство.

    Одно из ранних произведений европейской живописи – жанровая композиция «Рыбный рынок» кисти неизвестного нидерландского автора XVI века, где средствами натюрморта воссоздана картина бюргерского благоденствия и процветания.

    Наиболее значительный раздел коллекции составляют работы художников Голландии XVII века, отмеченные большим вниманием к реалистической передаче всех проявлений жизни, воплотившихся в жанрах натюрморта, пейзажа, бытовых сценах.

    «Пейзаж с фигурами»работы Ф. Воувермана, изображающий окрестности Харлема, подкупает богатством изысканных голубовато-серебристых тонов. Здесь изображены рыхлый глинистый пригорок с ветхой лачужкой на вершине, холмы, небо с влажными облаками, зелень деревьев на переднем плане и живописная группа со спешившимся всадником и лошадью в центре картины. Это небольшая, написанная на дубовой доске композиция предугадывает появление пейзажей рококо с доминированием пастельных оттенков.

    К кругу работ  «малых голландцев» относится также картина «У корчмы» С. Хемскерка, герои которой – простолюдины. В небольшой сценке из жизни сельской таверны художник блестяще раскрывает тему быта и нравов провинциальных низов.

    Бытовой жанр в голландской живописи включал в сферу интересов все многообразие явлений жизни. У таких живописцев, как Т. Вейк, все творчество наполнено жизнерадостным юмором. Его картина «У алхимика» написана на тему оглупления простака шарлатаном.

    Голландская живопись дала миру прекрасных художников-анималистов. Один из них Л. Йонг – разрабатывал в своих пейзажах с животными различные эффекты солнечного освещения. Его картина «В парке» относится к жанру «скотных дворов» Здесь мастер умело соединяет в целостный картинный образ людей и животных и великолепный пейзажный фон с небольшим каналом, храмом на втором плане и ветвистыми деревьями со множеством птиц на ветках.

    Некоторые голландские художники в истории обозначены как «итальянисты». К ним относится и Ян Бунс, художник редкий, представленный в музеях мира всего тремя произведениями. Его единственная в России картина «Возвращение блудного сына» (1662).

    Коллекцию голландского искусства дополняют образцы национального фаянса. Наибольший интерес представляет панно 18 века, на котором изображен небольшой городок на берегу реки. Известно место его производства – город Роттердам.

    Искусство Фландрии XVIIв. представлено в музее творчеством Д. Тенирса Младшего и Х. Ван Стенвейка, а также рядом работ неизвестных мастеров. Д. Тенирс Младший был крупнейшим жанристом своего времени. Картина «Деревенский пейзаж» создана в период расцвета творчества художника и несет в себе характерные особенности его манеры. Она привлекает особой атмосферой бесстрастности и умиротворенности, разлитой в пейзаже сельского захолустья и в неподвижных фигурах бюргера, молодой хозяйки, рыбака.

    Х. Ван Стенвейкпредставлен картиной «Внутренний вид готического собора»

    В собрание коллекции немецкой живописи привлекают внимание  два мужских портрета: «Портрет Неизвестного в красном» 1772 г. работы Ф. Дегле, находившейся в собрании Эрмитажа до 1917 года, и Портрет  Неизвестного.

    В собрании итальянского искусства самой ранней работой, исполненной в XVIIвеке, является «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера, представителя школы Караваджо. Здесь воспроизводится тип женщины из народа, лишенной какой-либо утонченной красоты.

    Среди работ художников Италии XVIIIвека выделяется «Вид Венеции» Б. Белотто, истинная жемчужина коллекции, пейзаж «ведута» точно запечатлевший городские постройки Венеции, ее каналы, лодки-гондолы.

    Изобразительное искусство Франции представлено образцами живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

    В разделе живописи наиболее интересны  «Пейзаж с кипарисами» одного из самых известных французских пейзажистов  второй половины 18 века Г. Робера в органичном единстве существуют и природа, и изображенные скульптурные памятники античности, и современные художнику люди со своими повседневными заботами.

    Картина «Цыгане» относится к раннему творчеству Д. де Ла Пенья. На полотне живописец  изобразил двух молодых цыганок, а также мальчика и девочку, которых в пути застиг вечерний сумрак. Художником прекрасно переданы свет и тени.

    В собрании музея представлены образцы итальянской майолики XVIIIвека, оловянная посуда Германии, продукция известных фарфоровых центров в Германии – Мейсена, Нимфенбурга, Людвигсбурга, Берлина, изделия Севрской фарфоровой мануфактуры во Франции XIX, а также своеобразная коллекция народных фаянсов Словении  XVIII-XIXвеков.

    Значительный интерес представляет датская фарфоровая скульптурная пластика начала ХХ века, исполненная в стиле модерн, и австрийские художественные фаянсы того же времени.

    Нидерландский художник XVI века

    XVI век

    Людольф де Йонг

    XVII век

    Филипс Воуверман

    XVII век

    Давид Тенирс младший

    XVII век

    Ян Веникс

    XVII век

    Марко Риччи (?)

    XVIII век

    Франц Йозеф Дегле

    1772