ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Takabayashi M. У входа в храм

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Коллекция

    Направление формирования советского отдела музея было задано руководящей политикой партии в области искусства. В музей поступали лучшие, наиболее типичные произведения искусства социалистического реализма – как местного уровня (краевые выставки АХРР, областные художественные выставки) так и столичные – от Министерства культуры РСФСР И СССР. Определенная часть работ была приобретена самим музеем у автора.

             В первые годы советской власти многим художникам приходилось перестраиваться в соответствии с новыми требованиями.

             Так произошло с «бубнововалетовцем» В.В. Рождественским, написавшим в 1925 году большое полотно «Жатва» для выставки «Жизнь и быт народов СССР». Картина как бы вобрала в себя многочисленные реминисценции русской живописи  начала ХХ века – вплоть до крестьянских жанров К.Малевича.

             К 1920-1930-м годам относится творчество Н.И. Плеханова, уроженца Самары, учившегося у Д.Н. Кардовского и  В.Н. Яковлева, впоследствии работавшего реставратором Москве. Его обширное творческое наследие поступило в музей в начале 1970-х гг. В картинах Плеханова привлекает сочетание некоего наивного реализма и подчеркнутого стремления к академической «солидности». Пейзажи, жанры явственно отражают особый колорит времени («У изгороди», «Сумерки»).

             Полотно И.И. Бродского «Ленин в Смольном»  является повторением большой картины, находящейся в музее Революции. Оно было заказано музеем автору в 1935 году.

             К числу работ «официального» характера относится и «Штурм Кремля в 1917 году» (1951)К.Ф. Юона. Это также авторское повторение картины 1926 года.

             «Труды и дни» советского человека отображены в картинах С.В. Герасимова, Г.Г. Нисского, П.В. Кузнецова, И.И. Машкова, Ю.И. Пименова.

             «Колхозный рынок» С.В. Герасимова  (1930-е годы) – большая композиция этюдного характера, решенная в радостном пленэрном колюче. Натюрморты П.В. Кузнецова «Гортензия» (1937) и И.И. Машкова «Яблоки и гранаты» (1939) вносят свою лепту в общую картину жизнеутверждения.

    Маленькой новеллой воспринимается работа Ю.И. Пименова «Почта пришла» (1940), в которой показан отлаженный предвоенный московский быт.

             И лишь в «Портртет летчика М.М. Громова» кисти П.Д. Корина, серо-стальная фигура военного в галифе будто нависает над зрителем и заметно ощутимо некое внутреннее напряжение.

             Особый пласт составляют произведения военного времени. Их в коллекции довольно много, так как в нее вошли работы с выставок, развернутых в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны, когда в город переехало правительство СССР и большая часть творческой интеллигенции. От времени войны сохранились «Окна ТАСС», выставлявшиеся в окнах Дворца культуры им. Куйбышева, где с 1937 года находился художественный музей. Уже в последующие годы Союз художников СССР подарил музею графическую серию Кукрыниксов «Пышки и шишки».

    Из наиболее характерных произведений отметим портреты В.П. Ефанова, написанные в Куйбышеве. Среди них – «Портрет Героя Социалистического Труда А.Т. Третьякова » (1942).

    Среди работ военного времени – этюд А.А. Пластова «Коровы» (1942), к известной картине «Фашист пролетел». Другое полотно художника – «Портрет конюха лесничества Петра Тоньшина» (1959).

    Без сомнения, классическим произведением этого направления в советском искусстве является картина Г.М. Коржева «В пути» (1962). Героиня художника – мать, прижимающая к груди сверток с ребенком. Грузовик, который ее вез застрял на дороге в распутицу. Впереди – очередная «стройка века».

    Бесхитростным деревенским будням посвящена картина А.А. Тутунова «Нагорье. В чайной» (1960-е), которая воспринимается как зримое воплощение современной художнику прозы писателей-деревенщиков.

    Натюрморт В.Ф. Стожарова «Московская сдоба» (1964), относящейся еще к периоду «оттепели», кажется, несет в себе ностальгические воспоминания о пышных «хлебах» П.П. Кончаловского и И. И. Машкова.

    В противовес размашисто- «черноземной» живописи московской школы, принадлежащей к петербургской школе «Красный натюрморт» В.В. Ватенина (1972) прозрачен и тонок по колориту. Старые вещи обрели в нем свое особое одухотворенное бытие.

    В собрании музея – довольно большая коллекция произведений самарских художников разных лет, приобретенных у авторов, с областных выставок. Пейзажное мировосприятие безусловно доминирует в их творчестве. Это во много связано со своеобразием ландшафта Самарской Луки, с давних лет притягивавшего к себе внимание художников.

    Особое оживление в пейзажной живописи художников Куйбышева в конце 1950-х годов произошло по приезде в наш город ленинградского художника О.Н. Карташова, писавшего в «добротной реалистической манере» («Весенние дни», 1961).

    В центре творчества И.Е. Комиссарова и Н.Ф. Шеина – русская природа. «Зеленое кружево» !1972) Комиссарова трогает своим тонким лиризмом. Произведения Н. Шеина представляют собой поэтические пейзажи-метафоры («Весна», 1979 ). К сожалению, оригинальное дарование художника открылось уже после его смерти, когда стали известны не экспонировавшиеся ранее работы.

    В групповом портрет Р.Н. Баранова «Сыновья» (1981) с его выраженным авторским пиететом перед итальянским Возрождением, значительную роль играет и волжский пейзаж.

    Творчество старейшего художника И.В. Карпунова отличает звонкая жизнерадостная красочность. Автор плодотворно развивает традиции народного примитива («Лето», 1991).

    Самохвалов Александр Николаевич

    1930-е годы

    Холст, масло

    Плеханов Николай Иванович

    1930-е

    Холст, масло

    Ефанов Василий Прокофьевич

    1942

    Холст, масло

    Лентулов Аристарх Васильевич

    1942

    Холст, масло

    Георгий Савицкий

    1950-е

    Жилинский Дмитрий Дмитриевич

    1958

    Холст, масло

    Коржев (Коржев-Чувелёв) Гелий Михайлович

    1962

    Холст, масло

    Виктор Иванов

    1966

    Стожаров Владимир Фёдорович

    1964

    Холст, масло

    Ватенин Валерий Владимирович

    1971

    Картон, масло

    Леонид Соков

    1991

    Фанера, масло