Направление формирования советского отдела музея было задано руководящей политикой партии в области искусства. В музей поступали лучшие, наиболее типичные произведения искусства социалистического реализма – как местного уровня (краевые выставки АХРР, областные художественные выставки) так и столичные – от Министерства культуры РСФСР И СССР. Определенная часть работ была приобретена самим музеем у автора.
В первые годы советской власти многим художникам приходилось перестраиваться в соответствии с новыми требованиями.
Так произошло с «бубнововалетовцем» В.В. Рождественским, написавшим в 1925 году большое полотно «Жатва» для выставки «Жизнь и быт народов СССР». Картина как бы вобрала в себя многочисленные реминисценции русской живописи начала ХХ века – вплоть до крестьянских жанров К.Малевича.
К 1920-1930-м годам относится творчество Н.И. Плеханова, уроженца Самары, учившегося у Д.Н. Кардовского и В.Н. Яковлева, впоследствии работавшего реставратором Москве. Его обширное творческое наследие поступило в музей в начале 1970-х гг. В картинах Плеханова привлекает сочетание некоего наивного реализма и подчеркнутого стремления к академической «солидности». Пейзажи, жанры явственно отражают особый колорит времени («У изгороди», «Сумерки»).
Полотно И.И. Бродского «Ленин в Смольном» является повторением большой картины, находящейся в музее Революции. Оно было заказано музеем автору в 1935 году.
К числу работ «официального» характера относится и «Штурм Кремля в 1917 году» (1951)К.Ф. Юона. Это также авторское повторение картины 1926 года.
«Труды и дни» советского человека отображены в картинах С.В. Герасимова, Г.Г. Нисского, П.В. Кузнецова, И.И. Машкова, Ю.И. Пименова.
«Колхозный рынок» С.В. Герасимова (1930-е годы) – большая композиция этюдного характера, решенная в радостном пленэрном колюче. Натюрморты П.В. Кузнецова «Гортензия» (1937) и И.И. Машкова «Яблоки и гранаты» (1939) вносят свою лепту в общую картину жизнеутверждения.
Маленькой новеллой воспринимается работа Ю.И. Пименова «Почта пришла» (1940), в которой показан отлаженный предвоенный московский быт.
И лишь в «Портртет летчика М.М. Громова» кисти П.Д. Корина, серо-стальная фигура военного в галифе будто нависает над зрителем и заметно ощутимо некое внутреннее напряжение.
Особый пласт составляют произведения военного времени. Их в коллекции довольно много, так как в нее вошли работы с выставок, развернутых в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны, когда в город переехало правительство СССР и большая часть творческой интеллигенции. От времени войны сохранились «Окна ТАСС», выставлявшиеся в окнах Дворца культуры им. Куйбышева, где с 1937 года находился художественный музей. Уже в последующие годы Союз художников СССР подарил музею графическую серию Кукрыниксов «Пышки и шишки».
Из наиболее характерных произведений отметим портреты В.П. Ефанова, написанные в Куйбышеве. Среди них – «Портрет Героя Социалистического Труда А.Т. Третьякова » (1942).
Среди работ военного времени – этюд А.А. Пластова «Коровы» (1942), к известной картине «Фашист пролетел». Другое полотно художника – «Портрет конюха лесничества Петра Тоньшина» (1959).
Без сомнения, классическим произведением этого направления в советском искусстве является картина Г.М. Коржева «В пути» (1962). Героиня художника – мать, прижимающая к груди сверток с ребенком. Грузовик, который ее вез застрял на дороге в распутицу. Впереди – очередная «стройка века».
Бесхитростным деревенским будням посвящена картина А.А. Тутунова «Нагорье. В чайной» (1960-е), которая воспринимается как зримое воплощение современной художнику прозы писателей-деревенщиков.
Натюрморт В.Ф. Стожарова «Московская сдоба» (1964), относящейся еще к периоду «оттепели», кажется, несет в себе ностальгические воспоминания о пышных «хлебах» П.П. Кончаловского и И. И. Машкова.
В противовес размашисто- «черноземной» живописи московской школы, принадлежащей к петербургской школе «Красный натюрморт» В.В. Ватенина (1972) прозрачен и тонок по колориту. Старые вещи обрели в нем свое особое одухотворенное бытие.
В собрании музея – довольно большая коллекция произведений самарских художников разных лет, приобретенных у авторов, с областных выставок. Пейзажное мировосприятие безусловно доминирует в их творчестве. Это во много связано со своеобразием ландшафта Самарской Луки, с давних лет притягивавшего к себе внимание художников.
Особое оживление в пейзажной живописи художников Куйбышева в конце 1950-х годов произошло по приезде в наш город ленинградского художника О.Н. Карташова, писавшего в «добротной реалистической манере» («Весенние дни», 1961).
В центре творчества И.Е. Комиссарова и Н.Ф. Шеина – русская природа. «Зеленое кружево» !1972) Комиссарова трогает своим тонким лиризмом. Произведения Н. Шеина представляют собой поэтические пейзажи-метафоры («Весна», 1979 ). К сожалению, оригинальное дарование художника открылось уже после его смерти, когда стали известны не экспонировавшиеся ранее работы.
В групповом портрет Р.Н. Баранова «Сыновья» (1981) с его выраженным авторским пиететом перед итальянским Возрождением, значительную роль играет и волжский пейзаж.
Творчество старейшего художника И.В. Карпунова отличает звонкая жизнерадостная красочность. Автор плодотворно развивает традиции народного примитива («Лето», 1991).