ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Takabayashi M. У входа в храм

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Коллекция

    Плеханов Николай Иванович

    У изгороди

    1930-е

    Холст, масло 103х114,5


    Плеханов - один из самых странных и загадочных авторов в нашей коллекции. Художник и реставратор, уроженец Самары, он прожил большую часть жизни в Москве. Плеханов учился в Москве в студиях Д.Н. Кардовского (1923 - 1925) и В.Н. Яковлева (1925-1931), с 1925 года начал заниматься реставрацией под руководством И.Э. Грабаря и многое сделал на этом поприще. Им были проведены реставрации фресок XIвека в Киеве, росписей соборов Московского Кремля, операция по переводу стенной живописи М.А. Врубеля на холст. В то же время творчество Плеханова-живописца широкой публике почти не известно. Тем большее значение имеет тот факт, что в 1976 году, благодаря щедрому дару сына художника Сергея Николаевича в собрание музея поступило плехановское наследие, состоящее из 36 полотен. В последующие годы лучшие из них появлялись на музейных выставках, однако большая часть хранилась в запасниках. На настоящей выставке представлены 13 отреставрированных картин Плеханова. В дальнейшем, после окончательного завершения реставрации, планируется показать все 36 произведений на выставке, посвященной 40-летию со дня смерти художника.

    Совершенно очевидно, что профессия реставратора оказывала сильное воздействие на круг интересов Плеханова-художника. Следуя за своим учителем, «воинствующим реалистом» В.Н. Яковлевым, Плеханов видел окружающий мир как бы сквозь призму классического искусства, традиций западноевропейской живописи XVI- XVIIвеков. Многие его работы проникнуты пафосом стиля барокко, подчас он гипертрофирует форму и оказывается на грани натурализма. В то же время в его холстах проступают реалии советского времени, а некоторыми сторонами оно сближается с неоклассическими и сюрреалистическими тенденциями в искусстве Западной Европы 1920-х годов.

    В портретных работах художника перед нами не столько конкретные люди, его современники, сколько представители народа, живущего беспросветной жизнью, обособившиеся в своем горе, носители горькой мудрости. Здесь отдаленно прослеживаются реминисценции творчества Рембрандта. Не случайно это старики и старухи, здесь минимальны  изображения молодых людей. В плехановской живописи самый беспросветный мрак и трогательный наив вступают в чудесный симбиоз, рождающий Встречу с чем-то очень глубинно-человеческим.

    Особое место в творчестве Плеханова занимают работы жанрового и пейзажного характера – здесь заметно влияние нидерландской и фламандской живописи. Автор тяготеет к крупномасштабным холстам, яркий пример – картина «Торговка рыбой», созданная по образцу многочисленных нидерландских «рыбных рынков» XV-XVIвв.

     Пейзажи Плеханова также явственно ориентированы на панорамные пейзажи нидерландских мастеров,  в их числе  холсты «Зима», «Стадо» и ряд других.

    Произведения на современные темы у Плеханова практически отсутствуют, к ним относится лишь выразительное полотно «У изгороди». Здесь сквозит колорит конца 1920-х – начала 1930-х годов, переданы характерные типы деревенских девушек, стремящихся приобщиться к городской жизни, и в то же время несущих в себе выраженные черты деревенской ментальности. 

    Собрание произведений Н.И.Плеханова еще ждет своего глубокого, всестороннего  изучения.