1873
Исторический жанр передвижников представляет эскиз Николая Николаевича Ге к неосуществленному полотну «Царь Борис и царица Марфа» 1873 года. Инокиня Марфа (бывшая жена Ивана Грозного Мария Нагая) вызывалась из монастыря Борисом Годуновым в 1604 году в Москву по случаю слухов о Лжедмитрии I. Эта сцена красочно описана историком Костомаровым. «Он, говорят, велел привезти мать Димитрия в Новодевичий монастырь; оттуда привезли её ночью во дворец тайно и ввели в спальню Бориса. Царь был там со своею женою. «Говори правду, жив ли твой сын или нет?» — грозно спросил Борис. «Я не знаю», — отвечала старица. Тогда царица Марья (жена Бориса) пришла в такую ярость, что схватила зажжённую свечу и швырнула ей в глаза. Царь Борис охранил Марфу, а иначе царица выжгла бы их. Тогда старица Марфа сказала: «Мне говорили, что моего сына тайно увезли из Русской земли без моего ведома, а те, что мне так говорили, уже умерли». Рассерженный Борис приказал отвезти старицу в заключение и держать с большею строгостью и лишениями. Зловещее спокойствие Марфы на картине резко контрастирует с гневом Бориса Годунова. Здесь усилена цветовая и светотеневая экспрессия, предвосхищающая живописное решение последующих произведений Ге на религиозные темы. Композиция эскиза близка композиционному решению знаменитой картины Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея», видимо, именно по этой причине художник не стал развивать свой замысел далее.
******************************************************************
The historical genre of the Wanderers is a sketch to the unrealized painting "Tsar Boris and Queen Martha" (1873) by Nikolai Ge. Martha's ominous calmness contrasts sharply with the anger of Boris Godunov, who vainly sought the mother of Tsarevich Dmitry to confirm her son's death. In the painting color and black and white expression are enhanced, anticipating the direction of further development of the artist.