ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Takabayashi M. У входа в храм

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Коллекция

    Коллекция  русского авангарда 1910-1920-х гг. - гордость Самарского художественного музея и одно из его главных достояний, объехавшее весь мир.

    «Натюрморт с глоксиниями» П.П.Кончаловского, написанный широко и пастозно, утверждает красочное, вещественное изобилие мира. Влияние творчества Сезанна и Ван Гога своеобразно сочетается здесь с интересом автора, одного из ведущих мастеров группировки «Бубновый валет», к русскому народному искусству.

    Несомненным шедевром является «Пейзаж с красным домом» А.В. Лентулова. Произведение не датировано, но по ряду признаков относится к работам, исполненным художником  в 1917 году в  Новом Иерусалиме под Москвой. Здесь изображены обычные городские задворки, однако вполне тривиальный мотив подвергся эпатажному отстранению, перед зрителем разыгрывается некое театрализованное  действо, решенное в кубистической манере. Своего рода героиней картины стала тянущаяся из-за деревьев башенка-голубятня, отслеживающая зрителя своими подслеповатыми глазами-окнами.

    Световой фантасмагорией привлекает «Фантастический пейзаж» («Эчмиадзин») Г.Б. Якулова. В этой работе явственно  ощутима близость автора к символизму и практике группировки «Голубая роза». В будто  граненом, сияющем  пространстве мира вода и небо отражаются друг в друге,  звучит «музыка сфер», прославляя небесного Творца. 

    М.В. Ле Дантю был творческим соратником М.Ф.Ларионова. Сохранилось немного его работ, тем большую ценность имеет собрание нашего музея, состоящее из пяти произведений. Изображение в работах Ле Дантю  выстраивают световые лучи, как бы  прорывающиеся  сквозь  дробящееся на множество осколков стекло. Автор оперирует  преимущественно оттенками   синего  или зеленовато-серого и коричневого цветов. Формы демонстративно архаизированы, по-примитивистски грубоваты и выразительны («Портрет Фабри», «Дама в кафе», «Кожевники на Куре»).    

    Без сомнения, к числу самых загадочных произведений авангарда в нашей коллекции относится исполненная в кубофутуристическом духе  «Жизнь в большой гостинице» К.С.Малевича. Полотно было записано в книги вначале как работа неизвестного художника  витебской школы. Позже ученым секретарем Эрмитажа М.Философовым, сосланным в Куйбышев из Ленинграда в 1930-е годы, было высказано предположение о принадлежности холста кисти Малевича. И все же сомнения в авторстве оставались. Однако в результате  фотографирования специальной цифровой камерой в  нижней части картины была распознана  подпись  художника, что и дало основания подтвердить авторство.

    Из одиннадцати произведений О.Розановой, поступивших в начале 1920-х, до нас дошли шесть ее работ. Они последовательно отражают эволюцию творческого видения замечательной художницы в диапазоне от неопримитивистского  «Бульвара»  (1911-12) до супрематического «Полета аэроплана» 1916 года. Бесспорным шедевром среди этих работ является картина  «Пожар в городе» 1913 года, одно из немногих произведений во всем русском искусстве, целиком исполненное в футуристической стилистике. Картина написана на листе жести. Своеобразным ключом к расшифровке композиции является силуэт красно-желтого трамвая, мчащегося из правого нижнего угла к центру. Как бы ввинчиваясь в городской ландшафт, он приводит его в состояние вращения. Здесь создан динамический образ современного города-карусели, каким его представляли футуристы в начале ХХ века.

    Якулов Георгий Богданович

    1910-е

    Холст, масло

    Григорьев Борис Дмитриевич

    1913

    Картон, темпера

    Кравченко Алексей Ильич

    1918

    Холст на картоне, масло

    Кончаловский Петр Петрович

    1923

    Холст, масло

    Кузнецов Михаил Варфоломеевич

    1918

    Холст, масло

    Ле Дантю Михаил Васильевич

    1912

    Холст, масло

    Ле Дантю Михаил Васильевич

    1910-е

    Холст, масло

    Иванов Александр Иванович

    1910-е

    Холст, масло

    Самохвалов Александр Николаевич

    1910-е

    Холст, масло

    Неизвестный скульптор

    Начало XX века

    Дерево, железо, роспись

    Николай Попов

    1920-1921

    Бумага, карандаш графитный, акварель, тушь

    Николай Попов

    1920

    Картон, тушь, гуашь

    Николай Попов

    1920

    Картон, тушь

    Николай Попов

    1920

    Бумага на картоне, тушь, гуашь

    Чекрыгин Василий Николаевич

    1910-е

    Холст, масло

    Страницы: 1 2 3 4