Конец XIX - начало XX в.
Дерево, темпера. 35х31
Ярким явлением в истории иконописи позднего времени можно назвать иконописные мастерские старообрядцев-беспоповцев поморского толка в городе Сызрани на Средней Волге. В музейном собрании выделен круг памятников, созданных в Сызрани в конце XIX-начале XXвв. Все иконы отличает стройность композиции, ясность иконографии, наличие своеобразного орнамента в виде черного цветка по золоченой лузге, некоторая графичность письма. Прекрасным образцом иконописи сызранских мастерских служит икона «Богоматерь Неопалимая купина» конца XIX– начала ХХ в. Образ Неопалимой купины восходит к тексту книги Исхода, описывающему явление пророку Моисею на горе Хорив объятого пламенем, но не сгораемого тернового куста - купины. В новозаветной традиции образ купины воспринимался как пророчество о Богоматери «рождашей неопально» и Боговоплощении.
В центре иконы, в красно-синей восьмиконечной звезде изображены Богоматерь с младенцем Христом на правой руке. Левой рукой она поддерживает «гору нерукосечную», в столпе которой представлен в виде Великого архиерея «Царь славы» Спаситель, и лестницу - символ видения Иакова. В лучах синего ромба и в двухлепестковых сегментах изображены ангелы – властители стихий, духи премудрости, разума и благочестия. В лучах красного ромба изображены символы евангелистов. Особенностью представленной на выставке иконы является дониконовская традиция соотношения символов и имен евангелистов: Ангел наречен Матфеем, Лев – Иоанном, Орел – Марком, Телец – Лукой. В углах средника размещены сцены с изображением ветхозаветных прообразов Богоматери: «Видение Моисею неопалимой купины», «Видение Иезекиилю затворенных врат», «Лествица Иакова» и «Древо Иессеево».