ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Takabayashi M. У входа в храм

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Коллекция

    Икона "Богоматерь Неопалимая Купина". Сызранские иконописные мастерские.

    Конец XIX - начало XX в.

    Дерево, темпера. 35х31


    Ярким явлением в истории иконописи позднего времени можно назвать иконописные мастерские старообрядцев-беспоповцев поморского толка в городе Сызрани на Средней Волге. В музейном собрании выделен круг памятников, созданных в Сызрани в конце XIX-начале XXвв. Все иконы отличает стройность композиции, ясность иконографии, наличие своеобразного орнамента в виде черного цветка по золоченой лузге, некоторая графичность письма. Прекрасным образцом иконописи сызранских мастерских служит икона «Богоматерь Неопалимая купина» конца XIX– начала ХХ в.  Образ Неопалимой купины восходит к тексту книги Исхода, описывающему явление пророку Моисею на горе Хорив объятого пламенем, но не сгораемого тернового куста - купины. В новозаветной традиции образ купины воспринимался как пророчество о Богоматери «рождашей неопально» и  Боговоплощении.

    В центре иконы, в красно-синей восьмиконечной звезде изображены Богоматерь с младенцем Христом на правой руке. Левой рукой она поддерживает «гору нерукосечную», в столпе которой представлен в виде Великого архиерея «Царь славы»  Спаситель, и лестницу - символ видения Иакова. В лучах синего ромба и в двухлепестковых сегментах изображены ангелы – властители стихий, духи премудрости, разума и благочестия. В лучах красного ромба изображены символы евангелистов. Особенностью представленной на выставке иконы является дониконовская традиция  соотношения символов и имен евангелистов: Ангел наречен  Матфеем, Лев – Иоанном, Орел – Марком, Телец – Лукой.  В углах средника размещены сцены с изображением ветхозаветных прообразов Богоматери: «Видение Моисею неопалимой купины», «Видение Иезекиилю затворенных врат», «Лествица Иакова» и «Древо Иессеево».