ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Коллекция

    Николай Попов

    Портрет женщины в синей шляпе

    1922

    Фанера, масло 54,6х54,5


    Н.Н.Попов(1890-1953)
    Живописец, график. Окончил Пензенское художественное училище у И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1910-1918). Стоял у истоков создания «Волжского Союза», объединявшего «левый» фланг молодых художников, устраивал в 1914-1916 гг. выставки в разных городах страны. В 1918 – 1921 гг. работал в Самаре.  Один из организаторов Самарского отделения ВХУТЕМАСа, увлекался авангардным искусством, кубизмом, работал в области агитационно-массового искусства. Оформлял театры «Бим-Бом» и «Агитфонарь», являлся членом Самарского Пролеткульта. В 1921 г. переехал в Москву, где стал организатором общества «Нож» и в 1922 г. участвовал в выставке общества. Произведения Н.Н. Попова экспонировались на выставках  пензенских, самарских, московских областных, АХРР. «Бытие», «Нож», на выставках советского искусства в Японии (1927) и др.

     «Портрет женщины в синей шляпе». (Фанера, масло. 54,6х54,5)

     Созданный в 1922 году, экспонировавшийся на выставке «НОЖ» «Портрет женщины в синей шляпе» - бесспорный шедевр. Написанный на фанере, он по своему формату приближается к квадрату.  Главное событие  картины - торжественное, праздничное, чуть ли не ритуальное явление перед зрителями разряженной, слегка вульгарной  прекрасной девушки из средних городских слоев - не крестьянки и не дворянки,  не пролетарки, а скорее, «нэпмачки» - портрет ведь был написан во времена  НЭПа. При выраженном лаконизме форм, совершенном отсутствии предметного фона как такового, особое значение здесь приобретают бесхитростные и, казалось бы, вполне бытовые детали - рыжеватые завитки волос, выглядывающие из-под шляпы, розовая роза на груди, но в особом контексте картины они воспринимаются скорее как некие метафизические  знаки. Венчающая голову шляпа замысловатой конфигурации, сообщающая модели особую импозантность, представляет собой скорее цветовой «сгусток шляпы», нежели материальный объект. В целом эта работа  вполне может продолжить протянувшийся в веках  ряд таинственных, волнующих женских образов – от прекрасных дам итальянского Возрождения, героинь  Лукаса Кранаха и  Гольбейна  – до современников Попова  Отто Дикса и Д.Штеренберга.