1914 -1916
Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
«Старец. Раб Божий Авраамий». 1914 – 1916.
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова особое значение имеет религиозная тема. Его любимые герои – монахи-отшельники, удалившиеся в пустынь, прекрасные девушки, отказавшиеся от мира; в своих пейзажах, написанных по мотивам родных мест на берегу реки Белой в Башкирии - художник родился в Уфе, он воспевает тихую, самоуглубленную красоту всей русской природы. Первой значительной картиной Нестерова был «Пустынник» (1888-1889 гг.), на которой изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты.
Картину «Старец» Нестеров писал в период мощнейшего мирового кризиса, ознаменовавшегося Первой мировой войной. Здесь изображен убеленный сединами согбенный старец-отшельник, удалившийся в пустынь, дабы молиться о грехах человеческих, создан собирательный образ русской природы. Это своеобразный ответ художника на вечный вопрос о смысле человеческого существования, о роли России в историческом процессе. В 1907 году Нестеровым был написан портрет Льва Толстого, стоящего на берегу пруда' на фоне елей. Можно думать, что работая над «Старцем», он вспоминал и об этом портрете. Картина «Старец» относится уже к началу ХХ века, манера художника претерпела большие изменения. Полотно выдержано в стилистике модерна, в характерной холодной зеленовато-голубоватой цветовой гамме. Формы уплощились, художник частично отходит от принципов станковой живописи, и работа приобретает характер декоративного панно. Эта картина поступила в музей из собрания самарских купцов Шихобаловых.
******************************************************************
The original version of the national romantic art includes works by Mikhail Nesterov - a sketch for the painting "Youth of St. Sergius" (1891) and "The Elder" (1914 - 1916). The painting "The Elder" is derived from the collection of Shikhobalovs. Square in shape, with a wall of fir trees that grew parallel to the plane of the canvas and discarded our looks to the foreground, this picture, which is, in fact, decorative, is executed in modern style. The figure of an old man, "the servant of God, Abraham", resembles the blue appliqué on the greenish-brown background. By the nature of composition, this picture dates back to the portrait of L.N. Tolstoy by Nesterov in 1907. The great writer was portrayed in front of the pond, on the opposite bank of which there is a large fir tree.