ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Takabayashi M. У входа в храм

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Коллекция

    Икона "Спас оплечный". Московская школа.

    Середина XVI века

    Дерево, темпера. 31x25,7


    Самым ранним иконописным памятником в собрании музея является икона «Спас оплечный» середины XVIвека. Небольшой по размерам, пя'ничный образ Христа – одно из самых выдающихся и высокохудожественных произведений в нашей коллекции. Икона поступила в музей в 1918 году. Можно предположить, что образ был привезен членами Самарского общества археологии, истории и этнографии после одной из экспедиций по Ирги'зским старообрядческим монастырям. 

    На доске хорошо видны следы басменного оклада, некогда закрывавшего все поле иконы. Вероятно, это был вкладной памятник, написанный по заказу и жалованный какому-либо приходу. Объемная пластика личнόго письма, достигнутая путем постепенных плавей, позволяет отнести икону к классическим образцам московской школы иконописи. 

    Оплечный образ Христа Вседержителя обычно рассматривается как сокращенный вариант иконографии Пантократора – Вседержителя по-гречески. Подобный тип оплечного изображения Спасителя восходит к римской традиции портретов императоров и полководцев. Не случайно этот триумфальный образ Христа получил  широкое распространение в официальном искусстве Византии, став символом власти и славы