ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Аверьянов Б.Я. Вечереет

    Takabayashi M. У входа в храм

    Laurens J. Делакруа Э. Положение во гроб

    Коллекция

    Икона "Св.Никола Зарайский с 12-ю клеймами жития". Ярославская школа.

    Конец XVI века.

    Дерево, темпера. 96x67


    В русской иконописи образ Николая Чудотворца получил более широкое, чем в других христианских странах, распространение. Это определило многообразие его иконографических типов. Представленная в собрании икона «Никола Зарайский с житием» датируется концом XVIвека и принадлежит к ярославской школе.

    Точное происхождение экспоната неизвестно, но архаическое письмо, скупой колорит, построенный на сочетании охр и киновари, позволяет отнести икону к сельским мастерским, расположенным в окрестностях Ярославля. Размер иконы говорит  о ее храмовой принадлежности, а сохранившиеся  следы от крепления басменного оклада по всей плоскости доски - о наличии на ней когда-то драгоценного убора, что, в свою очередь, свидетельствует о почитаемости этого  образа.   

    Иконографический тип Николы, в котором  фигура святого дается в рост в полном епископском облачении  с распростертыми руками, одной из которых он благословляет, а в другой держит закрытое Евангелие, на Руси в XVIвеке получил название «Зарайский» по имени древней, не дошедшей до нас иконы святого. Согласно «Повести о Николае Зарайском» этот образ был перенесен из Кόрсуни в Зарайск в 1225 году, где в годы военной опасности прославился многими чудесами.

    Состав житийных клейм рассматриваемого памятника необычен. В цикл из двенадцати сцен включен сюжет «Служба Николы в Сионе», который, в основном, встречается в иконах «Николы Великорецкого». Подобное включение было, вероятно, сделано иконописцем ввиду особой популярности в конце XVIвека образа Николы Великорецкого. Этот образ был обретен еще в начале XVIстолетия и перенесен в Москву из Хлы'нова после пожара 1547 года по велению Иоанна Грозного. Списки этого чудотворного образа были разосланы по указу царя во все наиболее почитаемые храмы и монастыри России.