Конец XVI века.
Дерево, темпера. 96x67
В русской иконописи образ Николая Чудотворца получил более широкое, чем в других христианских странах, распространение. Это определило многообразие его иконографических типов. Представленная в собрании икона «Никола Зарайский с житием» датируется концом XVIвека и принадлежит к ярославской школе.
Точное происхождение экспоната неизвестно, но архаическое письмо, скупой колорит, построенный на сочетании охр и киновари, позволяет отнести икону к сельским мастерским, расположенным в окрестностях Ярославля. Размер иконы говорит о ее храмовой принадлежности, а сохранившиеся следы от крепления басменного оклада по всей плоскости доски - о наличии на ней когда-то драгоценного убора, что, в свою очередь, свидетельствует о почитаемости этого образа.
Иконографический тип Николы, в котором фигура святого дается в рост в полном епископском облачении с распростертыми руками, одной из которых он благословляет, а в другой держит закрытое Евангелие, на Руси в XVIвеке получил название «Зарайский» по имени древней, не дошедшей до нас иконы святого. Согласно «Повести о Николае Зарайском» этот образ был перенесен из Кόрсуни в Зарайск в 1225 году, где в годы военной опасности прославился многими чудесами.
Состав житийных клейм рассматриваемого памятника необычен. В цикл из двенадцати сцен включен сюжет «Служба Николы в Сионе», который, в основном, встречается в иконах «Николы Великорецкого». Подобное включение было, вероятно, сделано иконописцем ввиду особой популярности в конце XVIвека образа Николы Великорецкого. Этот образ был обретен еще в начале XVIстолетия и перенесен в Москву из Хлы'нова после пожара 1547 года по велению Иоанна Грозного. Списки этого чудотворного образа были разосланы по указу царя во все наиболее почитаемые храмы и монастыри России.