ОБЫЧНЫЙ САЙТ

Самарский областной художественный музей

Samara art museum
  • О музее
  • Информация для посетителей
  • История
  • Коллекция
  • Постоянные экспозиции
  • Выставки и мероприятия
  • Видеогалерея
  • Виртуальные выставки


  • Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери)

    Айвазовский И.К. Утро в Гурзуфе

    Архипов М.В. Портрет профессора Н.Н. Простосердова

    Тропинин В.А. Портрет Боцигетти (Портрет дамы)

    Верещагин П.П. Вид Нижнего Новгорода

    Takabayashi M. У входа в храм

    Шишкин И.И. Ель. Этюд

    Ледантю М.В. Кожевники на Куре

    Коллекция

    Икона "Св.Никола Зарайский с 12-ю клеймами жития". Ярославская школа.

    Конец XVI века.

    Дерево, темпера. 96x67


    В русской иконописи образ Николая Чудотворца получил более широкое, чем в других христианских странах, распространение. Это определило многообразие его иконографических типов. Представленная в собрании икона «Никола Зарайский с житием» датируется концом XVIвека и принадлежит к ярославской школе.

    Точное происхождение экспоната неизвестно, но архаическое письмо, скупой колорит, построенный на сочетании охр и киновари, позволяет отнести икону к сельским мастерским, расположенным в окрестностях Ярославля. Размер иконы говорит  о ее храмовой принадлежности, а сохранившиеся  следы от крепления басменного оклада по всей плоскости доски - о наличии на ней когда-то драгоценного убора, что, в свою очередь, свидетельствует о почитаемости этого  образа.   

    Иконографический тип Николы, в котором  фигура святого дается в рост в полном епископском облачении  с распростертыми руками, одной из которых он благословляет, а в другой держит закрытое Евангелие, на Руси в XVIвеке получил название «Зарайский» по имени древней, не дошедшей до нас иконы святого. Согласно «Повести о Николае Зарайском» этот образ был перенесен из Кόрсуни в Зарайск в 1225 году, где в годы военной опасности прославился многими чудесами.

    Состав житийных клейм рассматриваемого памятника необычен. В цикл из двенадцати сцен включен сюжет «Служба Николы в Сионе», который, в основном, встречается в иконах «Николы Великорецкого». Подобное включение было, вероятно, сделано иконописцем ввиду особой популярности в конце XVIвека образа Николы Великорецкого. Этот образ был обретен еще в начале XVIстолетия и перенесен в Москву из Хлы'нова после пожара 1547 года по велению Иоанна Грозного. Списки этого чудотворного образа были разосланы по указу царя во все наиболее почитаемые храмы и монастыри России.