Вторая половина XVI века.
Дерево, темпера. 31х24,3
К памятникам русской иконописи конца XVIвека относится икона «Ветхозаветная Троица», поступившая в музей в 1918-1919 годы. Иконография «Ветхозаветной Троицы» основана на тексте первой книги Бытия Моисеевой, рассказывающей о посещении дома Авраама тремя путниками, в которых праотец узнал Единосущего и Триипостастного Бога. Радушный хозяин Авраам приказал своей жене Сарре приготовить для странников опресноки (хлеб), а слуге – заколоть тельца. В искусстве христианского мира изображения на этот сюжет известны с древнейших времен - первые памятники датируются уже IVвеком. В византийском искусстве бытовали две иконографические схемы «Гостеприимство (или «Гостелюбие») Авраама» и собственно «Троица». На Руси в XVвеке распространилась иконография Андрея Рублева без изображения Авраама и Сарры и сцены заклания тельца. В середине и во второй половине XVIвека в русской иконописи происходит возврат к иконографической схеме «Гостеприимства Авраама», что было обусловлено интересом иконописцев к повествовательным элементам в передаче событий.
Икона из собрания Самарского музея имеет ряд особенностей. Фигуры Авраама и Сарры расположены несимметрично, что достаточно редко встречается в русской иконописи. Средний ангел двуперстно благословляет не центральную, а расположенную справа чашу. Его фигура слегка повернута в сторону Авраама, держащего покровенными руками чашу с опресноками, и как бы вовлекает его в таинство евхаристического пира.