Первое десятилетие XIX века
Иван Смирновский работал на рубеже XVIII-XIXвеков – это талантливый, но малоизученный художник. Его биографическими данными искусствоведы располагают в ничтожном объёме. Видимо, он не имел никакого отношения к Академии художеств и был одним из тех наделенных даром чувства прекрасного самородков, которые ориентировались на творчество своих современников - великих русских портретистов. Широкой публике его работы были представлены в начале ХХ века, это было время возрождения интереса к русской портретной живописи. В музеях нашей страны не так много его работ. На сегодняшний день с именем Смирновского связывают 19 портретов, 8 подписаны полной фамилией автора. В постоянной экспозиции Самарского художественного музея – 2 подписных портрета первого десятилетия XIXвека. Следуя установившейся в то время художественной традиции, автору удалось, не впадая в сентиментальность, подчеркнуть тревожную одухотворённость женщины и «ангельскую кротость», душевную наивность и чистоту девочек. Не исключено, что изображённые на портретах женщина и девочки имеют отношение к семье Аксаковых, имение которых находилось на территории Самарской губернии.
******************************************************************
The cult of touching friendship, family nest, strong family ties, close to the ideals of sentimentalism, can be observed in the works of Ivan Smirnovsky, still poorly-known artist, who worked at the turn of the XVIII and XIX centuries. Young woman and her two daughters, depicted in his two portraits of 1810, presented in the museum, may have to do with the Aksakov family, whose estate was in the Samara province.