1890-е – 1900-е
На материале, собранном художником во время путешествий на Ближний Восток по библейским местам, Поленовым была написана знаменитая картина «Христос и грешница», а также в 1890 -е – 1900-е годы создан обширный цикл «Из жизни Христа», состоящий из 62 картин. Чтобы полностью посвятить себя этой работе, в 1894 году Василий Дмитриевич был вынужден покинуть Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал с 1882 года и воспитал таких учеников, как Левитан, Коровин, Архипов, Головин, Малютин.
В собрании нашего музея представлены три работы из этого цикла:
«Решили идти в Иерусалим» .
Здесь изображен Христос с учеником на берегу Тивериадского (Генисаретского ) озера, идущие в Иерусалим
«Возвестила радость плачущим». В центре композиции - Мария Магдалина, пришедшая к оплакивающим Христа женщинам с радостной вестью о его воскресении
Этюд к картине«Привели детей»
Работа иллюстрирует фразу Христа из Евангелия: «Пустите детей приходить ко мне, ибо их есть Царствие небесное».
Полотна решены в пленэрном ключе, лишены мистической окрашенности, в них выражена гармония человека с окружающим миром, пронизанным светом и воздухом пейзажем Палестины, а образу Христа придан вполне земной характер.
Серию этих полотен иногда называют «Евангелием от Поленова».
К 1912 году Василий Дмитриевич Поленов полностью завершил работу над циклом «Из жизни Христа». Картины были восприняты как новое слово в живописи. Поленову поступало множество предложений о показе работ, как в России, так и за рубежом. В итоге одна из самых первых выставок Евангельского цикла прошла в Праге, показ имел колоссальный успех. Многие работы сразу же нашли своих покупателей и таким образом разлетелись по всему миру. В канун пражской выставки в 1912 году был выпущен специальный альбом, в котором опубликовали все репродукции цикла. Серию "Из жизни Христа" Поленов считал "главным трудом своей жизни".
******************************************************************
Especially valuable part of the collection consists of works by Vasily Polenov. Pictures of the series "The Life of Christ" (1890 - 1900s), - "We decided to go to Jerusalem", "Ushered in a tearful joy" and a sketch for the painting "Children were brought" -are all settled in plein-air manner. They are seen more as lyrically painted scenes in which the image of Christ is given quite terrestrial in nature; human harmony with the surrounding world is expressed, filled with light and air of the landscape of Palestine.