1889-1909
Холст, масло 83,0x106,0
В.Д.Поленов был выдающимся мастером исторической, пейзажной и жанровой живописи, членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он окончил Петербургскую академию художеств, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, продолжал традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, среди его учеников были И.И.Левитан, К.А.Коровин.
В экспозиции СОХМ представлены произведения Поленова, созданные в начале ХХ века, происходящие из собрания самарских купцов П.И. и В.Л.Шихобаловых.
Пейзаж «Нил. Фиванский берег» (1914, холст на картоне, масло, 36х142) написан на основе этюда 1881 года, находящегося в Третьяковской галерее.
На основе путешествий на Ближний Восток и по библейским местам художником была написана знаменитая картина «Христос и грешница», а также создан обширный цикл картин «Из жизни Христа» (1890- 1900-е).
В собрании СОХМ представлены три работы из этого цикла:
1. «Решили идти в Иерусалим» (холст, масло. 106х83)
Здесь изображен Христос с учеником на берегу Тивериадского (Генисаретского ) озера.
2. «Возвестила радость плачущим» (холст, масло. 80х141)
В центре композиции - Мария Магдалина, пришедшая к оплакивающим Христа женщинам с радостной вестью о его воскресении
3. Этюд к картине«Привели детей» (холст на картоне, масло. 32х56)
Работа иллюстрирует фразу Христа из Евангелия: «Пустите детей приходить ко мне, ибо их есть Царствие небесное».
Полотна решены в пленэрном ключе, лишены всякой мистической окрашенности, в них выражена гармония человека с окружающим миром, пронизанным светом и воздухом пейзажем Палестины, а образу Христа придан вполне земной характер.
******************************************************************
Especially valuable part of the collection consists of works by Vasily Polenov. Pictures of the series "The Life of Christ" (1890 - 1900s), - "We decided to go to Jerusalem", "Ushered in a tearful joy" and a sketch for the painting "Children were brought" - are all settled in plein-air manner. They are seen more as lyrically painted scenes in which the image of Christ is given quite terrestrial in nature; human harmony with the surrounding world is expressed, filled with light and air of the landscape of Palestine.